Новость

Новость

Новости / На фоне падения тарифов и роста издержек транспортные компании готовятся к волне банкротств в III квартале 2025 года
logistic.press

09.07.2025

На фоне падения тарифов и роста издержек транспортные компании готовятся к волне банкротств в III квартале 2025 года

Транспортные компании столкнулись с задержками в оплате услуг и трёхкратным ростом сроков оплаты. Это может привести к новой волне банкротств в третьем квартале 2025 года.

Кризис и поздние выплаты: перевозчики столкнулись с задержками в оплате услуг. Транспортные компании фиксируют трёхкратный рост сроков оплаты по сравнению с прошлым годом. Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики вынуждены прибегать к займам, однако повышение ключевой ставки и ужесточение условий факторинга серьёзно осложнили этот процесс.

Средний срок отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков, за январь — май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней, сообщил президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. Хотя более 98 % договоров грузоперевозок в России по-прежнему оформляются по предоплате, именно крупные производители и ритейлеры всё чаще требуют отсрочки.

С начала 2025 года участники рынка всё чаще сталкиваются с просрочками и даже уклонением от платежей. Одной из причин задержек называют длительный документооборот: бумажные транспортные накладные оформляются в течение 7–10 дней, а при исправлениях процесс затягивается на месяц. Ситуацию может исправить обязательный переход на электронные накладные, предусмотренный с 1 января 2026 года.

Многие перевозчики стараются ограничить сроки оплаты 5–15 банковскими днями и переориентируются на клиентов с фиксированным графиком расчётов. Также они вынуждены прибегать к займам для покрытия кассовых разрывов. По данным ГК ГЛТ, текущие ставки по таким займам составляют 24–25 % годовых при сроке 1–3 года, а ежемесячная комиссия — до 2,5–3 % от суммы займа (против 1,5–2 % год назад).

«Ставки высокие, а тарифы снизились. Мы больше не можем покрывать банковские проценты за счёт маржинальности», — отмечает Дмитрий Шляхов. Он также добавляет, что банки ужесточили требования: в залог теперь просят имущество не только компании, но и собственников.

В этих условиях возрастает интерес к факторингу — продаже дебиторской задолженности. Однако он доступен лишь компаниям с подтверждённой платёжной дисциплиной и без просрочек по кредитам и лизингу, подчёркивает Николай Кочнев («ГПР-Логистика»). При этом, по его словам, компании вынуждены демпинговать и распродавать технику в среднем за треть от её изначальной стоимости.

«Сроки оплаты уже увеличили оборачиваемость средств у многих игроков рынка вдвое — до 40 дней. В условиях низких тарифов и снижающихся объёмов это может привести к задержкам зарплат и новой волне банкротств в третьем квартале 2025 года», — резюмирует Вадим Филатов.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!