Новость

Новость

Новости / Транспортные компании столкнулись с трёхкратным увеличением сроков оплаты услуг
news.ati.su

11.07.2025

Транспортные компании столкнулись с трёхкратным увеличением сроков оплаты услуг

Сроки оплаты услуг транспортных компаний увеличились в три раза, что приводит к кассовым разрывам и увеличению оборачиваемости денежных средств. Перевозчики ищут способы решения проблемы, но сталкиваются с ужесточением условий кредитования и факторинга.

Транспортные компании столкнулись с трёхкратным увеличением сроков оплаты услуг по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщили сами игроки рынка.

Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики привлекают займы, однако повышение ключевой ставки и ужесточение факторинга усложнило этот процесс. В результате оборачиваемость денежных средств у многих участников рынка выросла вдвое.

На фоне снижения объёмов перевозок и тарифов это может привести к задержкам зарплат, проблемам с лизинговыми и кредитными платежами, а также к новой волне банкротств уже в III квартале 2025 г., отметили эксперты в обзоре ассоциации «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, подготовленном совместно с ГЛТ, «Байкал-Сервис», «Никотранс» и «ГПР-Логистика».

Средний период отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков по договорам транспортных услуг, за январь — май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней, сообщил президент ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов.

Более 98% договоров грузоперевозок в России оформляется по предоплате, максимальную отсрочку, как правило, запрашивают крупные производители и ритейлеры, отметил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

Поставщикам торговых сетей и маркетплейсов отсрочка платежа помогает соблюдать сроки доставок и снижать количество расхождений при авизации — сверке товара в базе данных с его фактическим наличием на складах и полках, рассказал заместитель генерального директора ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий.

С начала года клиенты всё чаще нарушают условия договоров, оплачивая перевозку с задержкой или и вовсе уклоняясь от проведения платежей. Только за первый квартал мы подготовили больше претензий по просроченным платежам, чем за весь 2024 год, — поделился директор компании «Никотранс» Дмитрий Шляхов.

Участники рынка отмечают, что рост отсрочек платежей во многом связан с длительной процедурой обмена бумажными транспортными документами, подтверждающими оказание услуг: стандартный процесс занимает 7–10 дней, а при необходимости внесения исправлений может растянуться на месяц и более.

Проблему поможет решить обязательный запуск электронных транспортных накладных, который запланирован на 1 января 2026 г., согласно поправкам в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», подписанным президентом России Владимиром Путиным 7 июня 2025 г., считают игроки рынка.

Перевозчики стремятся пересмотреть сроки платежей, сократив максимальный период их проведения до 5–15 банковских дней, однако это не всегда удаётся, отметили эксперты.

Чтобы снизить риск кассовых разрывов, компании корректируют клиентский портфель в пользу заказчиков с долгосрочными контрактами, регулярно оплачивающих перевозки по фиксированному графику, рассказал Дмитрий Иевлев.

Иногда перевозчики привлекают займы для пополнения оборотных средств. Согласно данным ГК ГЛТ, текущие ставки по таким кредитам составляют 24–25% годовых на срок 1–3 года — конкретные условия зависят от параметров кредитования.

Как сообщил Дмитрий Шляхов, фактически ежемесячная банковская комиссия достигает в среднем 2,5–3% от общей суммы, тогда как год назад она не превышала 1,5–2%. Он подчеркнул: на данный момент перевозчики не могут покрывать банковские проценты за счёт маржинальности, так как тарифы на услуги существенно снизились — индекс ATI.su, отражающий уровень ставок, упал на 6,5% в годовом выражении, составив 1581 пункт на 25 июня.

Кроме того, по словам Дмитрия Шляхова, банки ужесточили требования к заёмщикам — в качестве залога теперь чаще выступает имущество не только компании, но и собственников.

В этих условиях растёт популярность факторинга: продажи дебиторской задолженности третьим лицам. Такая модель подходит перевозчикам с подтверждённой платёжеспособностью, в том числе без просроченных кредитных и лизинговых платежей, — пояснил руководитель «ГПР-Логистика» Николай Кочнев.

Эксперт отметил: сложности с кредитованием вынуждают перевозчиков наращивать оборотные средства за счёт демпинга тарифов и продажи техники по заниженным ценам — в среднем за треть от первоначальной стоимости.

Увеличение срока оплаты уже стало причиной повышения оборачиваемости денежных средств многих перевозчиков в два раза — до 40 дней. В условиях сниженных объёмов и тарифов на рынке это может привести к ещё большим сложностям при выплате зарплат, лизинговых, кредитных и других платежей, а также к новой волне банкротств уже в третьем квартале 2025 года, — заключил Вадим Филатов.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!