Новость
11.07.2025
Российские 3PL-операторы работают в среднем на 11-месячных договорах с правом досрочного расторжения
Несмотря на растущий интерес к автоматизации в логистике, большинство 3PL-операторов не готовы к масштабному внедрению роботизированных решений из-за высокой стоимости технологий, коротких контрактов с клиентами и отсутствия стандартизированных процессов.

Несмотря на растущий интерес к автоматизации в логистике, большинство 3PL-операторов не готовы к масштабному внедрению роботизированных решений. Основные причины – высокая стоимость технологий, короткие контракты с клиентами и отсутствие стандартизированных процессов. Эксперты отрасли, собравшиеся на «Логистический пикник», сошлись во мнении: пока эти барьеры не преодолены, переход на «умные» склады останется точечным.
Генеральный директор BG Logistic Иван Макарчук отметил, что главное препятствие – изменчивость клиентской базы. До 30% заказчиков может смениться за год, а вместе с ними – и требования к логистическим процессам. Кроме того, ни один грузовладелец не соглашается на долгосрочные инвестиции в автоматизацию, учитывая срок окупаемости в 5–7 лет. «Логистические операторы также не готовы вкладываться в технологии без гарантий длительного сотрудничества с клиентами», – подчеркнул эксперт.
Александр Перфильев, управляющий партнёр SKLAD.EXPERT, добавил, что в России ситуацию усугубляет специфика контрактов. В отличие от Европы и США, где соглашения заключаются на 4–10 лет, местные 3PL-операторы работают в среднем на 11-месячных договорах с правом досрочного расторжения. «Даже если есть решения с окупаемостью за 2–3 года, их внедрение не имеет смысла при таком сроке контракта», – отметил эксперт.
Ольга Муллаярова, коммерческий директор RFL, видит выход в жёсткой стандартизации процессов, даже если это приведёт к потере части заказчиков. По её оценкам, около 50% клиентов откажутся от услуг 3PL-оператора, который навязывает свои правила работы. Второй ключевой фактор – высокая стоимость решений, обусловленная не столько «железом», сколько сложностью программного обеспечения. Однако эксперт прогнозирует, что в ближайшие годы цены на технологии резко снизятся благодаря развитию искусственного интеллекта. При этом она предупреждает о рисках полной автоматизации: в случае сбоя оператор окажется беспомощным перед лицом клиентов, ожидающих бесперебойных поставок.
Таким образом, пока рынок не перейдёт на долгосрочные партнёрские модели, а технологии не станут доступнее, автоматизация складов останется прерогативой единичных игроков с устойчивыми клиентскими портфелями.
Напомним, в 2024 году 4,6% компаний инвестировали в проекты по глубокой роботизации и автоматизации, включая внедрение роботов и конвейеров в логистике и на производстве. Однако уже в 2025 году, согласно исследованию консалтинговой компании «КСЛ», этот показатель вырастет почти вдвое – до 8,4%.
Комментарий эксперта Кеплер