Новость

Новость

Новости / Акции «Южуралзолота» снова торгуются на российских биржах
logistic.press

15.07.2025

Акции «Южуралзолота» снова торгуются на российских биржах

Суд изъял активы ЮГК в пользу государства, но торги акциями возобновились после снятия ареста. Что это значит для миноритариев?

Акции «Южуралзолота» снова торгуются на российских биржах после трёхдневного ареста и остановки торгов. В прошлую пятницу, 11 июля, суд в результате молниеносного рассмотрения иска Генпрокуратуры изъял в пользу государства активы ЮГК, принадлежащие Константину Струкову. ЦБ тут же отменил своё предписание об остановке торгов, а арест акций, принадлежащих розничным инвесторам, был снят. Значит ли это, что миноритариям можно выдохнуть?

Стремительная национализация

Утром 14 июля Мосбиржа и СПБ Биржа возобновили торги акциями золотодобытчика «Южуралзолото» (ЮГК). Бумаги с первых минут торгов взлетели почти на 20%, однако в течение дня рост замедлился, и пока котировки не смогли вернуться к тем уровням, на которых были до новостей о национализации компании.

За стремительной национализацией ЮГК розничные инвесторы с волнением наблюдали всю прошлую неделю. Об иске Генпрокуратуры с требованием обратить в пользу государства активы «Южуралзолота» стало известно 4 июля. В связи с судебными разбирательствами торги акциями были остановлены по предписанию ЦБ в среду, 9 июля, в тот же день клиенты некоторых брокеров сообщили об аресте своих акций. Сами брокеры объясняли арест акций и остановку торгов судебными исполнительными листами. Аресты и запрет торгов были отменены уже на третий день — в пятницу, 11 июля, когда Советский суд Челябинска постановил обратить в доход государства активы ЮГК, связанные именно с владельцем Константином Струковым. Он занимает 78 место среди 146 российских миллиардеров из списка Forbes. Состояние его семьи оценивается в $1,9 млрд. Весь процесс национализации занял восемь дней.

Генпрокуратура считает, что Струков, который занимал пост вице-спикера Законодательного собрания Челябинской области, нарушил запрет на совмещение госслужбы с бизнесом и извлекал из этого выгоду. Что всё произошедшее значит для инвестиционного кейса ЮГК?

Ранний оптимизм

Содержание требований Генпрокуратуры, обеспечительных мер и других судебных актов по делу пока известно лишь из сообщений СМИ, а сам судебный процесс проходил в закрытом режиме, говорит партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Он напоминает о другом похожем деле — Соликамского магниевого завода (СМЗ). Там поначалу всё тоже ограничилось изъятием акций крупных акционеров. Но спустя год Генпрокуратура подала иск об изъятии акций миноритариев, и сначала суд занял её сторону. Лишь в мае 2025 года, после того как на стороне акционеров, покупавших бумаги на организованных торгах, выступили ЦБ и Мосбиржа, апелляционная инстанция отменила изъятие бумаг. Сейчас прокуратура оспаривает это решение в кассации.

«Как минимум стоит дождаться прохождения дела Соликамского магниевого завода через окружной кассационный суд и Верховный суд, чтобы данный спор мог стать прецедентом. Тот факт, что торги акциями «Южуралзолота» возобновились, пока ни о чём не говорит. Требования об изъятии акций у миноритариев могут быть заявлены Генпрокуратурой в любой момент, особенно в отношении акций, приобретённых вне биржевой площадки», — предупреждает Учитель.

Юрист коллегии адвокатов NSP Александра Игнатьева, в свою очередь, считает, что полностью исключать дальнейшие проблемы с акциями не стоит, но риск всё же не самый высокий. Она указывает на ключевое отличие дела ЮГК от дела Соликамского завода. В случае с СМЗ прокуратура обосновывала изъятие акций незаконной приватизацией компании в 90-е годы прошлого века. В случае с ЮГК национализация происходит по «коррупционному» основанию. «Это отличие, на мой взгляд, влияет на возможный сценарий развития событий. Теоретически Генпрокуратура может придумать основание для предъявления иска против миноритариев ЮГК, но сделать это, мягко говоря, затруднительно, да и нецелесообразно», — считает Игнатьева.

Инвестиционный кейс

Оптимизм инвесторов был связан с тем, что основной риск, по их мнению, миновал, считают опрошенные Forbes аналитики. Отчасти с этим можно согласиться, ведь проблемы основного акционера далеко не всегда означают крах производства, говорит аналитик «Алор Брокера» Игорь Соколов. С другой стороны, конфликт компании и государства — всегда непредсказуемая история, добавляет он.

«На текущих уровнях и при таком новостном фоне я бы не рекомендовал покупать акции ЮГК, нужно дождаться ясности в судьбе пакета Струкова и связанных с ним лиц», — говорит он.

У ЮГК есть долгосрочная программа наращивания объёмов добычи золота. Кто в итоге будет управлять компанией и реализовывать эту программу — вопрос теперь открытый, добавляет ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов.

До всей истории с национализации акции ЮГК можно было считать перспективными, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв. Это связано с большими разведанными запасами, прохождением пика инвестиционного цикла и высокими шансами на рост добычи золота и выплату дивидендов.

Теперь же совершенно непонятно, что будет дальше с изъятыми активами, говорит Калачёв. Он считает, что государство вряд ли будет само управлять золотодобычей, скорее, передаст контроль госкорпорации или продаст профильной компании типа «Полюса» или «Алроса». Или продаст часть акций, сохранив госконтроль в управляющей компании. Такой сценарий также считает возможным управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Доверительная». Константин Асатуров.

«В таком случае для миноритариев тоже сохраняются риски, так как не совсем ясно, по какой стоимости будут оценены активы или сама компания», — говорит Асатуров. Сейчас слишком много неопределённости и рисков, чтобы можно было рекомендовать акции ЮГК в качестве объекта для инвестиций, резюмирует Калачёв.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!