Бывшие республики СССР в Центральной Азии получили от Китая $25 млрд инвестиций
18.07.2025
Бывшие республики СССР в Центральной Азии получили от Китая $25 млрд инвестиций
В первом полугодии 2025 года китайские компании подписали контракты на общую сумму $124 млрд в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Из них $25 млрд пришлось на страны Центральной Азии, $23 млрд — на Казахстан.

В первом полугодии 2025 года китайские компании подписали 176 контрактов в странах-участниках инициативы «Один пояс, один путь» (Belt and Road Initiative — BRI) на общую сумму $124 млрд. Это превысило объёмы за весь 2024 год и стало рекордом с момента запуска программы в 2013 году.
Программа BRI охватывает более 150 стран по всему миру. Среди них — Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Пакистан, Индия, Индонезия, Лаос, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия, Кения, Нигерия, Сербия, Венгрия, Россия, Беларусь, Венесуэла, Аргентина и другие.
Цель инициативы — развитие международной инфраструктуры: транспортных коридоров, портов, промышленных зон, энергетических и логистических объектов, обеспечивающих связность между Китаем и другими регионами.
По оценкам аналитиков, общий объём вложений по инициативе уже достиг $1,3 трлн, включая как строительство, так и инвестиции в действующие предприятия, инфраструктуру и сырьевые активы.
Ключевые направления вложений в 2025 году:
- Энергетика — $44 млрд, из них $20 млрд направлено на строительство перерабатывающих мощностей в Нигерии.
- Металлургия и добыча полезных ископаемых — около $25 млрд.
- Проекты в сфере возобновляемой энергетики и утилизации отходов — почти $10 млрд.
- Африка — крупнейший регион по объёму контрактов ($39 млрд).
- Центральная Азия (бывшие советские республики Средней Азии) — $25 млрд, причём $23 млрд из них пришлись на один только Казахстан.
- Юго-Восточная Азия — $11,3 млрд.
Сейчас Китай делает ставку на прямые вложения, что снижает долговую нагрузку на принимающие страны и укрепляет китайское присутствие в ключевых регионах.
Рост активности Китая связан с диверсификацией логистических маршрутов на фоне торговых ограничений со стороны США и ЕС.
Что это значит для России:
- Конкуренция за транзит в Евразии усиливается, особенно через Казахстан.
- Китай инвестирует в инфраструктуру, частично дублирующую российские маршруты.
- Возникают риски перераспределения грузопотоков в обход России.
- Но также открываются новые возможности для кооперации в мультимодальных перевозках и сопряжении проектов BRI с инфраструктурой ЕАЭС.
На фоне глобальных экономических изменений интерес Китая и стран Глобального Юга к BRI продолжает расти.
Комментарий эксперта Кеплер