Новость
19.07.2025
Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали соглашение о разработке ТЭО Трансафганской железной дороги
В Кабуле подписано соглашение между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) Трансафганской железной дороги. Проект станет частью нового транспортного коридора, который откроет странам Центральной Азии прямой выход к морю.

Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Кабуле соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) Трансафганской железной дороги, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Узбекистанских железных дорог». Железнодорожная ветка пройдёт по маршруту «Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи». Она станет частью нового транспортного коридора, который откроет странам Центральной Азии прямой выход к морю — через пакистанские порты.
В создании этого логистического пути участвуют также Россия и Беларусь, которые в условиях санкционных ограничений нуждаются в новых направлениях.
Как рассказали в пресс-службе, соглашение подписано между Министерством транспорта Узбекистана, Министерством общественных работ Афганистана и Министерством железных дорог Пакистана.
«В Кабуле подписали важный исторический документ по транспортному коридору. 17 июля текущего года в столице Афганистана Кабуле в рамках первой встречи министров иностранных дел Республики Узбекистан, Афганистана и Исламской Республики Пакистан состоялось подписание рамочного межправительственного соглашения о разработке ТЭО по маршруту «Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи»», — говорится в сообщении.
В нём уточняется, что заказчиком всех работ, связанных с разработкой технико-экономического обоснования проекта, определён головной трёхсторонний Проектный офис АО «Узбекистанские железные дороги», учреждённый в мае 2023 года, с филиалами в Кабуле и Исламабаде.
Напомним: ещё в феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Ташкенте «дорожную карту» по строительству Трансафганской железной дороги. Ожидалось, что она пройдёт по маршруту «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар», что на самом деле не очень отклоняется от озвученного сейчас направления «Термез — Найбабад — Майданшахр — Логар — Харлачи», с той лишь разницей, что в соответствии с обновлённым маршрутом поезда проследуют в обход Кабула.
Тогда предполагалось, что уже в сентябре 2021 года стороны приступят к непосредственным работам по прокладке магистрали, однако смена власти в Афганистане затормозила эти планы.
К активной реализации проекта вернулись в 2024 году, когда в апреле в ходе встречи представителей шести стран было подписано соглашение о создании нового транспортного коридора «Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан», важной частью которого как раз таки должна стать Трансафганская железнодорожная магистраль.
В Узбекистане, в частности, рассчитывают, что её строительство может начаться уже в текущем году и завершиться через пять лет. Длина железнодорожной ветки предположительно составит около 570 км, а транзитный потенциал — порядка 20 млн тонн грузов в год.
Правда, технико-экономическое обоснование проекта, скорее всего, смогут представить только к концу 2025 года. Таким образом, к строительству железной дороги приступят только где-то в следующем году.
При этом стоит отметить, что одновременно власти Афганистана реализуют и другой проект магистрали, которая пройдёт по маршруту «Тургунди — Герат — Кандагар — Спин-Болдак», то есть от границы с Туркменистаном. По крайней мере, недавно Афганистан и Казахстан подписали соответствующий меморандум, предусматривающий начало работ по прокладке начального участка «Тургунди — Герат».
Комментарий эксперта Кеплер