Новость
20.07.2025
Счётная палата выявила проблемы в работе системы весогабаритного контроля
Счётная палата провела аудит системы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВК) и выявила, что почти половина установленных комплексов простаивает. Основные причины — поломки оборудования и дефекты дорожного покрытия.

Счётная палата провела аудит системы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВК), развёрнутой в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Результаты оказались неутешительными: почти половина установленных комплексов простаивает.
С 2019 по 2024 год в России разместили 579 АПВК, но 254 из них на момент проверки не работали и не фиксировали нарушения. Основные причины – поломки оборудования и дефекты дорожного покрытия в зоне контроля. По оценкам аудиторов, из-за этого бюджетная система недополучила около 26 млрд рублей, из которых 4,5 млрд приходятся на федеральные пункты, а 21,5 млрд – на региональные.
Места для установки АПВК в большинстве случаев выбрали правильно, но в некоторых регионах перевозчики нашли обходные пути, позволяющие избегать контроля. Кроме того, выявили системные проблемы в администрировании штрафов и нормативном регулировании.
Для исправления ситуации Счётная палата предложила увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушения и законодательно обязать водителей обеспечивать чёткую фиксацию госномеров. Ространснадзору рекомендовали ежеквартально информировать регионы о результатах контроля, а Росавтодору и субъектам РФ – привести АПВК в рабочее состояние.
Напомним, законопроект, внесённый в Госдуму 3 июля 2025 года, закладывает правовые основы для работы федеральной государственной информационной системы автоматизированного весогабаритного контроля (АСВГК). Эта система должна охватить дороги всех уровней и обеспечить сбор данных с пунктов контроля, их передачу в надзорные органы, а также информирование перевозчиков о результатах замеров.
Комментарий эксперта Кеплер