Мировой рынок авиационных грузоперевозок продолжит рост в 2025 году, но его темпы заметно снизятся

Мировой рынок авиационных грузоперевозок продолжит рост в 2025 году, но его темпы заметно снизятся

Новости / Мировой рынок авиационных грузоперевозок продолжит рост в 2025 году, но его темпы заметно снизятся
logirus.ru

27.10.2025

Мировой рынок авиационных грузоперевозок продолжит рост в 2025 году, но его темпы заметно снизятся

Согласно прогнозу аналитической платформы Xeneta, глобальный спрос на авиаперевозки увеличится на 3–4%, что существенно скромнее показателей прошлых лет. Ключевым сигналом этого замедления стали данные за сентябрь, которые показали сбалансированность рынка после летнего всплеска.

Мировой рынок авиационных грузоперевозок продолжит рост в 2025 году, но его темпы заметно снизятся. Согласно последнему прогнозу аналитической платформы Xeneta, глобальный спрос увеличится на 3–4%, что существенно скромнее показателей прошлых лет. Ключевым сигналом этого замедления стали данные за сентябрь, которые показали сбалансированность рынка после летнего всплеска.

Традиционно старт пикового сезона в этом году ознаменовался ростом спроса всего на 3% в годовом исчислении, что полностью соответствовало увеличению провозных мощностей. Это контрастирует с двумя предыдущими месяцами, когда рост достигал 5%.

Найалл ван де Вуф, руководитель направления авиаперевозок в Xeneta, указывает, что летний всплеск был во многом искусственным. Последние два месяца авиагрузы извлекали выгоду из глобальной неопределённости, включая опережающее пополнение запасов и переход с морского на воздушный транспорт для ускорения поставок перед потенциальным введением пошлин.

Данные за сентябрь стали ранним сигналом о том, что этот эффект ослабевает. На ключевых направлениях возвращается стабильность, а глобальная повестка становится менее хаотичной.

Снижение темпов роста немедленно отразилось на ставках. Спотовые ставки демонстрируют пятое подряд месячное снижение в годовом выражении, упав в сентябре на 4% до глобального среднего показателя в $2,54 за кг.

Особенно сильно политика США ударила по сегменту электронной коммерции. Решение администрации отменить беспошлинный порог de minimis для низкостоимостных международных отправлений привело к тому, что китайский экспорт в Штаты в этом сегменте падает четвёртый месяц подряд.

В то же время растущие объёмы электронной коммерции стимулируют спрос на направлении Азия – Европа. Китайские гиганты e-commerce активно переориентируются на европейских потребителей.

Однако общий прирост на направлении Азия-Европа в сентябре по сравнению с августом остаётся значительно ниже прошлогоднего скачка в плюс 9%. Мрачную картину дополнил супертайфун «Рагаса», который нарушил работу восточноазиатских хабов в последнюю неделю сентября, в результате чего месячный объём перевозок вырос по сравнению с августом лишь на 3%.

На уровне конкретных направлений тарифы США оказали глубокое влияние на сезонные авиагрузовые потоки. Как на транстихоокеанском, так и на трансатлантическом рынках средние спотовые ставки в сентябре снизились на 2–3% по сравнению с предыдущим месяцем.

Высокий уровень волатильности ставок формирует настороженные настроения в переговорах о контрактах между грузоотправителями и экспедиторами. Доля шестимесячных сделок в третьем квартале выросла в годовом исчислении почти на десять процентных пунктов, до 22%. В то же время доля контрактов сроком более года сократилась, что отражает сомнения в долгосрочных перспективах.

Подводя итоги, ван де Вуф отмечает, что, когда в июле и августе фиксировали более высокий, чем ожидалось, спрос, главным вопросом была его продолжительность. Сентябрь показал, что рост рынка замедляется, и эта тенденция, вероятно, сохранится до конца года.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!