Новая инициатива Минфина по подаче предварительной информации о грузах
27.11.2025
Новая инициатива Минфина по подаче предварительной информации о грузах
Министерство финансов России предложило обязать участников внешнеэкономической деятельности подавать предварительную информацию о грузах в расширенном объёме с использованием усиленной электронной подписи. Инициатива направлена на сокращение времени досмотра в пунктах пропуска до 10 минут, но вызывает вопросы у профессионального сообщества.
Министерство финансов России выступило с инициативой, которая обяжет участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать предварительную информацию о грузах в расширенном объёме с использованием усиленной электронной подписи. Об этом рассказала Анастасия Чурсина, адвокат «Нортия ГКС», координатор от бизнеса комиссии ЭКС ФТС России, выступая на форме «ВЭД: риски и возможности 2025». Инициатива разработана в рамках исполнения поручения о сокращении времени досмотра в пунктах пропуска до 10 минут.
Однако предлагаемые механизмы вызывают вопросы у профессионального сообщества. Анастасия Чурсина указала на прецедент, когда схожая технология уже привела к негативным последствиям. В 2016 году была внедрена система, при которой таможенные представители загружали документы в архив, а из них автоматически формировалась транзитная декларация. Несмотря на заверения ФТС о временном характере решения, арбитражная практика показала, что представители несут полную ответственность за сведения в этих декларациях.
Новая инициатива Минфина воспроизводит эту рискованную модель, считает эксперт. Обязательная предварительная информация, подписанная электронной подписью, будет подаваться либо перевозчиком, либо таможенным представителем. Фактически, представитель, подписывая документы удалённо, берёт на себя ответственность за точность сведений о грузе, который может уже находиться в пути. Это создаёт правовую неопределённость и повышает риски финансовых потерь, предупреждает Анастасия Чурсина.
Параллельно с этим эксперт обратила внимание на системную проблему, закладываемую в основу новой Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС-2). По её словам, в концепции системы игнорируется принцип множественности лиц в цепочке поставок. Разработчики объединяют в единый цифровой профиль «участника ВЭД» таких разных субъектов, как декларант, перевозчик, владелец склада временного хранения и таможенный представитель. При этом не учитывается, что у каждого из них различный правовой статус, документооборот, обязанности и полномочия.
Чурсина подчёркивает, что без чёткого алгоритма взаимодействия между этими лицами новая система может породить хаос и переложить ответственность с одного участника на другого. В качестве решения она предлагает обратиться к успешному опыту Европейского Союза, где уже разработаны и применяются детальные рекомендации по тому, как множественным сторонам следует взаимодействовать друг с другом в рамках цифровых платформ.
Для предотвращения подобных рисков в будущем эксперт настаивает на необходимости обязательного публичного обсуждения бизнес-процессов, которые закладываются в новые таможенные алгоритмы. До внедрения технологий ФТС должна предоставлять их подробное описание для проведения полноценной оценки регулирующего воздействия. Это позволит бизнесу понять реальные правила игры, а не сталкиваться с последствиями уже после запуска систем, когда исправления становятся маловероятными, резюмировала эксперт.
Комментарий эксперта Кеплер