Новые правила досмотра грузов для экспедиторов и перевозчиков
01.12.2025
Новые правила досмотра грузов для экспедиторов и перевозчиков
С 1 марта 2026 года экспедиторы и перевозчики будут обязаны проверять груз на соответствие документам. Участники рынка заявляют, что норма создаёт непреодолимые риски.
Согласно постановлению правительства от 18 ноября 2023 года, с 1 марта 2026 года по 1 марта 2032 года экспедиторы и перевозчики будут обязаны проверять груз на соответствие документам визуально и с помощью измерительных приборов на предмет выявления предметов и веществ, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, пишет «Коммерсантъ».
В случае обнаружения несоответствия они должны будут либо получить от владельца разрешение на вскрытие, либо, при отказе, проверить груз с помощью рентгенотелевизионных установок и служебных собак, либо отказаться от перевозки. Участники рынка заявляют, что норма, приближающая наземную логистику по строгости к авиационным стандартам, не учитывает реальных возможностей бизнеса и создаёт непреодолимые риски.
Ключевой претензией является техническая и экономическая невозможность массового оснащения компаний дорогостоящим оборудованием. Как отмечает руководитель отдела логистики «Транссертико» Никита Ларин, на рынке работают десятки тысяч экспедиторских компаний, и обеспечить каждую рентген-сканерами для контейнеров, стоимость которых исчисляется сотнями миллионов рублей, нереально.
Второй блок проблем связан с процессуальными нестыковками и колоссальным расширением ответственности. Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская описывает будущий процесс: экспедитор при приёмке груза, например, на складе в Китае, должен будет электронно подписать акт, подтверждающий соответствие содержимого документам. Этот акт станет основой для предварительного информирования таможни. Если же на границе при досмотре будет выявлено несоответствие, ответственность ляжет и на экспедитора, и на таможенного представителя, помимо существующих санкций за недостоверное декларирование.
Эксперты указывают на логистическую несостоятельность требований в условиях международных перевозок. Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский отмечает, что российский экспедитор физически не может обеспечить присутствие в каждой точке загрузки по всему миру, особенно при работе с уже опломбированными контейнерами.
В документе также отсутствует ясность в процедурных вопросах. Руководитель отдела логистики «Юнитрейда» Кирилл Лахин указывает на риск разночтений из-за отсутствия чётких оснований для проверки и перечня проверяемых свойств.
В связи с этим звучат предложения о пересмотре подхода. Эксперты считают, что функции подобного глубокого контроля должны оставаться у специализированных государственных органов — таможенных и правоохранительных, которые обладают необходимыми полномочиями, ресурсами и возможностями.
Комментарий эксперта Кеплер