Рекордное за три года число жалоб автовладельцев на страховщиков
01.12.2025
Рекордное за три года число жалоб автовладельцев на страховщиков
В 2025 году автовладельцы подали более 100 тысяч жалоб на страховые компании из-за отказов в ремонте по ОСАГО. В Госдуме рассматривают законопроект, который позволит клиентам самим выбирать сервис и получать полную стоимость ремонта, включая компенсацию за износ.
Рекордное за три года число жалоб автовладельцев на страховщиков – более 100 тысяч за девять месяцев 2025 года – связано с массовыми отказами в ремонте по ОСАГО из-за дефицита и удорожания запчастей, пишут «Известия». Для решения проблемы в Госдуме рассматривают законопроект, который позволит клиентам самим выбирать сервис и получать полную стоимость ремонта, включая компенсацию за износ.
За первые девять месяцев 2025 года в службу финансового уполномоченного поступило 101 тысяча претензий к страховым компаниям. Этот показатель стал максимальным с 2022 года и вырос на 16% в годовом выражении. Основной причиной роста стал резкий всплеск споров по договорам обязательного автострахования после нескольких лет их сокращения. Финансовый уполномоченный Светлана Максимова связывает эту динамику с кризисом на рынке автокомпонентов. Длительные сроки поставок и высокая стоимость запчастей заставляют страховщиков заранее отказываться от организации ремонта, так как они не могут уложиться в установленные законом 30 дней.
Вместо ремонта компании предлагают денежную компенсацию с вычетом стоимости износа автомобиля, которая порой достигает 50% от суммы выплаты. Как отмечает Светлана Максимова, проблема стала особенно острой именно в ОСАГО – самом массовом виде страхования. На рынке уже сложилась судебная практика по взысканию со страховщиков убытков за срыв сроков ремонта, причём их размер, рассчитываемый по рыночным ценам, может превышать установленный лимит в 400 тысяч рублей.
В службе финансового уполномоченного фиксируют случаи, когда партнёрские станции техобслуживания отказываются принимать автомобили на ремонт, ссылаясь на логистические сложности, или предлагают условия, нарушающие закон, например, ремонт сроком до 120 дней. Трудности затрагивают не только регионы, но и Москву и касаются как европейских и японских марок, так и китайских автомобилей.
Эксперты страхового рынка подтверждают системный характер проблемы. В «АльфаСтраховании» указывают, что значительная часть ремонтов не укладывается в 30-дневный срок, а требование использовать только новые запчасти для стареющего автопарка, средний возраст которого превысил 15 лет, усугубляет ситуацию. В «Росгосстрахе» признают, что СТО часто отказываются от работы из-за нехватки компонентов, сложной логистики и завышенных цен на детали.
Логистический кризис выступает ключевым фактором сбоев. Сооснователь логистической компании Sigma Татьяна Патужная объясняет задержки поставок серьёзными заторами на автомобильных переходах между Казахстаном, Китаем и Россией. Тщательный таможенный досмотр почти каждой партии товара, связанный с проверкой на соответствие законодательству, приводит к простоям.
В качестве одного из решений проблемы в Госдуме рассматривается законопроект о реформе выплат по ОСАГО. Предлагается сохранить существующий порядок, но дать клиентам право самостоятельно выбирать автосервис для ремонта. Страховщик сначала выплатит возмещение за вычетом износа, а после подтверждения клиентом выполненного ремонта – компенсирует и стоимость этого износа.
Юристы, как и эксперты рынка, называют проблему системной. Член Ассоциации юристов России Людмила Биткова указывает на негибкость страхового рынка и отмечает, что дефицит запчастей иногда используется как формальный повод для отказа в ремонте.
Комментарий эксперта Кеплер