Правительство России утвердило график поэтапной отмены понижающего коэффициента к тарифу системы «Платон»
01.12.2025
Правительство России утвердило график поэтапной отмены понижающего коэффициента к тарифу системы «Платон»
С 1 марта 2026 года коэффициент повысят с нынешних 0,51 до 0,75, а с 1 февраля 2028 года он будет полностью отменён. Это приведёт к постепенному росту тарифной ставки для перевозчиков.
Правительство России утвердило график поэтапной отмены понижающего коэффициента к тарифу системы «Платон» для большегрузов. Соответствующее постановление было опубликовано 28 ноября 2025 года.
С 1 марта 2026 года коэффициент повысят с нынешних 0,51 до 0,75, а с 1 февраля 2028 года он будет полностью отменён. Это приведёт к постепенному росту тарифной ставки для перевозчиков с текущих 1,9 рубля до базовых 3,73 рубля за километр, установленных в 2015 году.
Власти объясняют это решение необходимостью компенсировать растущие затраты на содержание дорожной сети. С 2020 по 2024 год тариф «Платона» индексировался на совокупные 39% вслед за инфляцией, однако стоимость дорожного ремонта за тот же период выросла на 80%. Растущий трафик тяжёлого транспорта усиливает износ покрытия, а система «Платон», по замыслу, должна обеспечивать целевое финансирование для его восстановления. Дополнительные доходы бюджета, которые поступят после изменения коэффициента, планируется направить на увеличение объёмов ремонта и поддержание федеральных трасс в нормативном состоянии.
За десять лет работы система, по официальным данным, обеспечила поступление в дорожный фонд свыше 360 миллиардов рублей. На эти средства были реконструированы и построены тысячи километров дорог и сотни мостовых сооружений, включая такие значимые объекты, как Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе и мост через Волгу в Подмосковье. Только в 2024 году за счёт этих средств отремонтировано более 485 км федеральных дорог, а защитные слои уложены ещё на 384 км в 28 регионах. Наибольшие объёмы работ пришлись на Северо-Западный, Приволжский и Центральный федеральные округа.
В 2025 году программа ремонта продолжается. Уже завершены работы на ряде участков: отремонтировано девять километров трассы Р-258 в Забайкальском крае, устроены защитные слои на 15 км трассы у Слюдянки и Байкальска в Иркутской области, капитально отремонтированы десятикилометровые отрезки на трассе Р-208 в Пензенской области, на подъезде к Грозному и на автодороге Казань – Оренбург в Татарстане. В ближайшие годы, в том числе за счёт средств «Платона», планируется завершить работы на 51 федеральном объекте общей протяжённостью более 746,8 км в период с 2026 по 2027 годы. В перечне – участки ключевых трасс, таких как Р-21 «Кола» в Карелии, А-122 в Псковской и Новгородской областях, А-160 в Краснодарском крае, Р-257 «Енисей», Р-217 «Кавказ» и Р-297 «Амур».
В правительстве ожидают, что повышение тарифа и соответствующее увеличение финансирования дорожного фонда в конечном итоге приведёт к улучшению состояния автомагистралей. Это, в свою очередь, должно повысить безопасность дорожного движения, снизить эксплуатационные издержки перевозчиков за счёт уменьшения износа транспорта на лучших дорогах, улучшить логистическую связность регионов и создать более комфортные условия для всех участников движения. На сегодня в системе «Платон» зарегистрировано почти 900 тысяч перевозчиков и свыше 1,97 млн транспортных средств, а её действие распространяется на более чем 60 тысяч километров федеральных дорог.
Напомним, Федеральное казённое учреждение «Дороги России», подведомственное Минтрансу РФ, в ноябре 2025 года объявило конкурс на разработку финансово-экономической модели создания и эксплуатации системы взимания платы с тяжёлых грузовиков на региональных и межмуниципальных трассах. Предполагаемая сумма контракта составляет 87,3 млн рублей. От исполнителя ожидают определения целей и задач системы, предложений по её архитектуре, расчётов затрат на создание и оценки доходов от эксплуатации вплоть до 2042 года.
Комментарий эксперта Кеплер