Конкуренция между ведущими мировыми контейнерными портами вступает в качественно новую фазу
02.12.2025
Конкуренция между ведущими мировыми контейнерными портами вступает в качественно новую фазу
Согласно отчёту DNV и Menon Economics, на первый план выходят не валовые показатели грузооборота, а взаимосвязанность, операционная эффективность и стратегии устойчивого развития.
Конкуренция между ведущими мировыми контейнерными портами вступает в качественно новую фазу. Согласно ежегодному отчёту «Ведущие контейнерные порты мира 2025», подготовленному DNV и Menon Economics, на первый план выходят не валовые показатели грузооборота, а взаимосвязанность, реальная операционная эффективность и конкретные стратегии устойчивого развития.
Азиатские порты сохраняют безусловное доминирование в глобальных сетях. Сингапур, Шанхай, Нинбо-Чжоушань, Циндао и Шэньчжэнь обслуживают все пятнадцать крупнейших мировых перевозчиков, что обеспечивает стабильность грузопотоков.
Анализ реальной производительности вносит существенные коррективы в картину абсолютного лидерства. Крупнейшие порты не всегда являются самыми эффективными на уровне причала. Так, Нинбо-Чжоушань демонстрирует рекордный коэффициент использования причалов в 92%, но максимальную производительность на метр причальной линии показывают менее крупные порты, такие как японский Кобе или китайский Циньчжоу.
Эксперты отдельно подчёркивают растущее значение экологической повестки, где стратегии портов серьёзно расходятся. Лидером по электрификации причалов выступает Лос-Анджелес с мощностью 40 МВт, за ним следует Гамбург (30 МВт). Роттердам задаёт тон в обеспечении альтернативными видами топлива, предлагая хранилища для биоСПГ и метанола совокупным объёмом почти 71 тысячу кубометров.
Региональный анализ выявляет разнонаправленные тренды. В Северной Америке порт Нью-Йорк/Нью-Джерси укрепляет позиции ведущего хаба благодаря прямому доступу к потребительскому рынку. Саванна на Восточном побережье показывает самый быстрый рост, делая ставку на приём сверхкрупных судов. В Европе Роттердам лидирует не только по объёмам, но и в цифровизации.
На Ближнем Востоке Джебель-Али (Дубай) сохраняет лидерство по грузообороту, но самым быстрорастущим игроком становится порт Халифа в Абу-Даби, за три года увеличивший показатели на 57,6%. Его рост подпитывают масштабные инвестиции в автоматизацию и стратегические партнёрства с такими гигантами, как COSCO и MSC.
Общий вывод аналитиков заключается в том, что в ближайшие годы конкуренция сместится в плоскость операционной устойчивости и способности портов гарантировать предсказуемую пропускную способность на горизонте 3–5 лет.
Комментарий эксперта Кеплер