Анализ стоимости владения седельным тягачом SITRAK C7H на КПГ и дизельном топливе
02.12.2025
Анализ стоимости владения седельным тягачом SITRAK C7H на КПГ и дизельном топливе
Исследование НАПИ показало, что газовый тягач SITRAK C7H имеет существенное экономическое преимущество перед дизельным аналогом при среднегодовом пробеге в 200 тысяч километров и сроке владения в пять лет.
Сравнительный анализ стоимости владения седельным тягачом SITRAK C7H на компримированном природном газе (КПГ) и на дизельном топливе, проведённый Национальным Агентством Промышленной Информации (НАПИ), демонстрирует существенное экономическое преимущество газовой модели в долгосрочной перспективе при лизинговой схеме приобретения.
Ключевой вывод исследования: при среднегодовом пробеге в 200 тысяч километров и сроке владения в пять лет совокупные затраты на газовый тягач окажутся ниже на 10 миллионов рублей, что составляет 30% экономии по сравнению с дизельным вариантом.
Исходные данные моделирования показывают значительный разрыв в стартовых инвестициях. Покупная цена тягача SITRAK C7H с двигателем на КПГ составляет 10,6 млн рублей, что на 3,1 млн рублей дороже его дизельного аналога, оцениваемого в 7,5 млн рублей. Соответственно, при стандартном лизинге с 15%-ным авансом и годовой ставкой 13% первоначальный взнос клиента и сумма лизинговых платежей для газовой модели также выше. Однако этот перевес на старте полностью нивелируется в процессе эксплуатации.
Основной драйвер экономии – кардинально разные расходы на топливо. За пятилетний период при общем пробеге в 1 миллион километров затраты на газ для модели КПГ составят 9,7 млн рублей. Владелец дизельного тягача за тот же километраж заплатит за солярку более 20 млн рублей. Таким образом, только на разнице в стоимости топлива экономия превышает 10 млн рублей.
Дополнительно к этому для дизельного автомобиля моделируются расходы на мочевину в системе нейтрализации выхлопных газов (AdBlue) на сумму 365 тысяч рублей, которые в случае с КПГ отсутствуют.
В остальных значимых статьях эксплуатационных расходов разница менее существенна или отсутствует. Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт для двух типов тягачей близки. Расходы на шины идентичны. При этом владельцу газовой модели придётся учитывать более высокий транспортный налог из-за большей мощности двигателя (430 л.с. против 480 л.с. у дизеля), а также повышенные затраты на страхование ответственности (ОСАГО), что связано с более высокой балансовой стоимостью автомобиля. Однако эти переплаты измеряются сотнями тысяч рублей на фоне многомиллионной экономии на топливе.
Важным фактором для инвесторов является расчётная потеря стоимости автомобиля (депрессия) за пять лет. Для более дорогой изначально газовой модели она оценивается в 4,1 млн рублей, в то время как дизельный тягач за тот же срок потеряет в цене 2,85 млн рублей. Несмотря на то что абсолютная величина амортизации у КПГ-тягача выше, совокупная экономия на топливе с лихвой компенсирует эту разницу.
Итоговый расчёт совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) подтверждает рентабельность перехода на газомоторное топливо для интенсивных коммерческих перевозок. Стоимость владения газовым SITRAK C7H за километр пробега составляет 32,91 рубля против 42,93 рубля у дизельной версии. В годовом выражении это даёт экономию в 2 миллиона рублей (6,58 млн против 8,59 млн), а за весь пятилетний период владения разрыв достигает заявленных 10 миллионов рублей (32,91 млн против 42,93 млн).
Данные НАПИ свидетельствуют, что для юридических лиц, ориентированных на долгосрочное планирование и высокие годовые пробеги парка, инвестиции в технику на КПГ становятся экономически обоснованными, несмотря на требование более крупных первоначальных вложений.
Комментарий эксперта Кеплер