Минтранс опубликовал проект постановления о единых правилах обмена электронными экспедиторскими документами

Минтранс опубликовал проект постановления о единых правилах обмена электронными экспедиторскими документами

Новости / Минтранс опубликовал проект постановления о единых правилах обмена электронными экспедиторскими документами
logirus.ru

04.12.2025

Минтранс опубликовал проект постановления о единых правилах обмена электронными экспедиторскими документами

Проект устанавливает правила обмена электронными экспедиторскими документами и их интеграции в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Обсуждение документа продлится до 5 января 2026 года.

Минтранс опубликовал для публичного обсуждения проект постановления, устанавливающего единые правила обмена электронными экспедиторскими документами и их интеграции в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

Обсуждение документа продлится до 5 января 2026 года, после чего он может быть доработан и утверждён. Предлагаемые нормы, если они будут приняты в текущей редакции, вступят в силу с 1 сентября 2026 года.

Проект детально регламентирует процессы работы с тремя ключевыми документами: электронным поручением экспедитору, электронной экспедиторской распиской и электронной складской распиской. Все они должны будут в обязательном порядке направляться в ГИС ЭПД через аккредитованных операторов коммерческих систем электронных перевозочных документов. Обмен будет осуществляться с использованием специальных XML-файлов обмена, формат которых утвердит Федеральная налоговая служба.

Согласно проекту, операторы коммерческих систем станут обязательным технологическим посредником между экспедиторами, их клиентами и государственной системой. На них возлагаются обязанности по проверке документов на соответствие формату, уникальности идентификаторов и действительности электронной подписи. Срок передачи файла от оператора в ГИС ЭПД не должен превышать 10 минут с момента получения от клиента. Участники взаимодействия — экспедитор и клиент — должны будут заключать с оператором публичное соглашение об электронном документообороте.

Для подписания документов можно будет использовать как усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП), так и усиленную неквалифицированную (НЭП), созданную в инфраструктуре госуслуг. Если подпись ставит представитель по доверенности, сама доверенность в машиночитаемом виде также должна направляться в систему. Проект запрещает вносить изменения в уже сформированные электронные экспедиторские документы. В случае обнаружения ошибок или расхождений при обработке в ГИС ЭПД участнику даётся 5 календарных дней на формирование нового, исправленного файла.

Процесс для каждого типа документа имеет свои особенности. Электронное поручение экспедитору формируется как двухсторонний документ: сначала клиент направляет файл со своими условиями, затем экспедитор — парный файл с согласованием или дополнительными условиями. В отличие от этого, экспедиторская и складская расписки являются односторонними документами, которые формирует и подписывает только экспедитор.

Государственная информационная система будет осуществлять многоуровневую проверку поступающих документов, включая контроль последовательности получения файлов и соответствия оператора реестру. Ответ системы на запрос о статусе обработки должен занимать не более 10 секунд. Все документы будут храниться в ГИС ЭПД в неизменном виде в течение 5 лет. Для контроля уполномоченные госорганы смогут получать доступ к документам через систему межведомственного взаимодействия или личный кабинет в системе.

Публичное обсуждение данного проекта даст возможность участникам рынка — экспедиторским и логистическим компаниям, их клиентам и разработчикам IT-решений — проанализировать детали и направить свои замечания до окончательного утверждения правил, которые затронут ключевые бизнес-процессы в транспортно-экспедиционной деятельности.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!