Крупнейшие российские автопроизводители предложили изменить методику расчёта утилизационного сбора
11.09.2025
Крупнейшие российские автопроизводители предложили изменить методику расчёта утилизационного сбора
Автопроизводители выступили с инициативой изменить методику расчёта утилизационного сбора, добавив к существующему критерию объёма двигателя параметр его мощности.

Крупнейшие российские автопроизводители выступили с инициативой изменить методику расчёта утилизационного сбора, добавив к существующему критерию объёма двигателя параметр его мощности, сообщает «Интерфакс». Письма за подписью председателя совета «Объединения автопроизводителей России» (ОАР), гендиректора ПАО «КамАЗ» Сергея Когогина, президента Группы ГАЗ Вадима Сорокина и гендиректора ПАО «Соллерс» Николая Соболева направлены в Минпромторг РФ, Государственную Думу и Совет Федерации.
В ОАР аргументируют необходимость изменений тем, что существующая схема, привязанная только к типу и объёму двигателя, потеряла актуальность из-за развития технологий. Турбированные моторы, которые получили широкое распространение, в том числе в китайских автомобилях, при небольшом объёме в среднем 1,5 литра демонстрируют значительно более высокую мощность. Аналогичная ситуация наблюдается с гибридными автомобилями, где ДВС также часто имеет небольшой объём. В результате одинаковый размер утилизационного сбора уплачивают автомобили кардинально разных ценовых категорий и потребительских качеств.
По мнению автопроизводителей, это привело к тому, что система перестала обеспечивать заявленную «социальную дифференциацию», при которой владелец более мощного и дорогого автомобиля вносит более значительный взнос. Дополнительной проблемой стала льготная ставка утилизационного сбора для физических лиц-импортёров: 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей — за автомобиль с пробегом старше трёх лет.
В Минпромторге «Известиям» подтвердили получение письма от ОАР, сообщив, что оно будет рассмотрено в установленном порядке.
Генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк считает инициативу логичной и назревшей. Она пояснила «Известиям», что в эпоху доминирования атмосферных бензиновых двигателей объём напрямую и точно коррелировал с мощностью и ценой автомобиля. Сегодня технологии изменили эту связь: полуторалитровый турбомотор может выдавать мощность, сопоставимую с трёхлитровыми атмосферными агрегатами прошлого, а гибридные установки и вовсе стирают эту зависимость.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев уверен, что в случае принятия инициативы серый импорт новых и подержанных автомобилей подорожает на сумму разницы между коммерческим и льготным утилизационным сбором — по его прогнозам, рост составит от 800 тыс. рублей и более в зависимости от мощности.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин рассматривает предложение ОАР как попытку компенсировать ощутимое снижение поступлений в бюджет из-за сокращения ввоза автомобилей импортёрами-юрлицами.
Эксперты сходятся во мнении, что возможность занижения мощности для уменьшения размера сбора маловероятна. Антон Шапарин отмечает, что, в отличие от манипуляций с экологическим классом или таможенной стоимостью, занизить мощность мотора крайне сложно, так как этот параметр легко и быстро проверяется.
Комментарий эксперта Кеплер