Около 2,5 тысячи грузовиков скопились на границе Казахстана с Россией
20.10.2025
Около 2,5 тысячи грузовиков скопились на границе Казахстана с Россией
Таможенные проверки товаров, подпадающих под антироссийские санкции, привели к скоплению около 2,5 тысяч грузовиков на границе Казахстана и России. Проблема также затронула КПП между Казахстаном и КНР.
Около 2,5 тысячи грузовиков скопились на границе Казахстана с Россией из-за усиленных таможенных проверок товаров, подпадающих под антироссийские санкции. Проблема возникла в середине сентября, когда казахстанские таможенники начали пристально проверять грузы с электроникой, дронами и товарами западных брендов. Ситуация усугубилась из-за закрытия КПП на китайско-казахстанской границе в период национальных праздников КНР.
По словам грузоперевозчиков, особенно пристальное внимание казахстанских таможенников вызвали автомобили с товарами, подпадающими под антироссийские санкции: электроникой, дронами и комплектующими к ним, одеждой и другими товарами западных брендов.
Как выяснила «Лента.ру», проблема характерна не только для границы с Россией: многотысячные очереди из фур также скопились на КПП между Казахстаном и Китайской народной республикой (КНР). При этом улучшение ситуации по-прежнему остаётся под вопросом из-за технических сложностей, а также неоднозначной позиции Астаны в вопросе антироссийских санкций.
Задержки грузоперевозок через Казахстан в середине сентября уже составляли до трёх-пяти дней. В начале октября ситуация усугубилась из-за закрытия всех КПП на границе КНР и Казахстана из-за государственных праздников Китая. Очереди стали накачиваться, и границы превратились в огромные пробки.
Проблемы с очередями грузовиков связаны и с техническими сложностями: как заявили в Комитете государственных доходов Казахстана, причиной заторов на одном из крупнейших КПП «Нур Жолы» стала нехватка бланков разрешений КНР на грузовые перевозки. Система взаимодействия пограничных ведомств обеих стран не выдержала скопления грузовиков, из-за чего Астане и Пекину пришлось договариваться об увеличении числа разрешений.
Скопление грузовиков на КПП началось на фоне участившегося взаимодействия президентов Казахстана и США Касыма-Жомарта Токаева и Дональда Трампа. При этом американский лидер регулярно поднимал вопрос новых ограничений для принуждения Москвы в рамках урегулирования конфликта на Украине, включая тарифы против торговых партнёров России.
В ходе визита в США Токаев впервые с 2019 года встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и обсудил несколько тем, в том числе пути решения украинского конфликта. Зеленский поблагодарил казахстанского лидера «за поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины».
В декабре 2024 года вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин заявлял, что республика не будет соблюдать введённые против России санкции в ущерб собственным производствам, но в то же время не станет местом для обхода ограничений. Позднее первый заместитель министра иностранных дел страны Акан Рахметуллин опроверг помощь Москве в обходе международных санкций.
7 октября посол России в Казахстане Алексей Бородавкин встретился по вопросу ситуации на границе с Сериком Жумангариным. Как сообщается, стороны обсудили проблему с упором на необходимость совместного противодействия «серому импорту».
На фоне скопления грузовиков на казахстанской границе участился и диалог президентов России и Казахстана Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева.
Правительство Казахстана по итогам совещания 9 октября сообщило об официальном обращении в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) о признании сложившейся ситуации барьером, препятствующим внешней торговле. Как отмечалось, вопрос будет рассмотрен 13 октября на площадке ЕЭК и 7 ноября — на 26-м заседании Межправительственной комиссии по сотрудничеству Казахстана и России.
Комментарий эксперта Кеплер