Переход на легальные схемы импорта из Китая может обеспечить компаниям экономию

Переход на легальные схемы импорта из Китая может обеспечить компаниям экономию

Новости / Переход на легальные схемы импорта из Китая может обеспечить компаниям экономию
logirus.ru

07.11.2025

Переход на легальные схемы импорта из Китая может обеспечить компаниям экономию

Руководитель клиентского отдела «КВТ» Иван Смеричинский представил расчёт, который демонстрирует возможность экономии при переходе на полностью легальные схемы импорта из Китая.

Переход на полностью легальные схемы импорта из Китая может обеспечить компаниям не только снижение рисков, но и прямую экономию, превосходящую по стоимости «карго»-перевозки. Ключевым фактором становится возможность возврата экспортного НДС китайским поставщиком, который засчитывается как скидка на товар. Такой расчёт на конкретном кейсе представил руководитель клиентского отдела «КВТ» Иван Смеричинский в ходе отраслевого вебинара.

Эксперт провёл детальное сравнение двух сценариев поставки партии одежды весом в одну тонну (4 паллеты) с инвойсной стоимостью 100 000 юаней. При расчёте «белого» импорта учитывались все обязательные платежи. Закупка товара по официальному курсу ЦБ РФ (примерно 11,1 рубля за юань) обошлась в 1 110 000 рублей. Доставка до склада временного хранения составила $1,5 тыс. или примерно 120 тыс. рублей. Таможенное оформление, включая пошлину (5%), НДС (20%) и сбор, добавило ещё 305 тыс. рублей. Итоговая стоимость поставки достигла 1 570 000 рублей, резюмировал Иван Смеричинский.

В случае с «карго»-схемой ставка доставки была установлена на уровне $3 за килограмм, что составило $2 тыс. Однако эксперт обратил внимание на скрытые издержки. «При оплате через карго-схемы возникают очень высокие курсы конвертации — зачастую просто неадекватные. На первоначальный курс валюты могут накручивать до 5–6%, а иногда и все 10%», — отметил Смеричинский. Даже с учётом конвертации по завышенному курсу (юань по 11,9 рубля, доллар по 85 рублей) финальная сумма «карго»-поставки окажется ниже легальной — 1,4 млн рублей. Но на этом анализ не завершился.

Смеричинский представил оптимизированный сценарий легального ввоза, где импортёр использует право на возврат экспортного НДС. «Если мы договоримся с поставщиком, что он весь свой экспортный НДС, а это 13% в Китае, вернёт нам в качестве скидки, то закупочная стоимость товара получится 87 тысяч юаней», — пояснил он. Эта операция радикально меняет финансовый результат. Снижение закупочной стоимости повлекло за собой уменьшение таможенной стоимости, таможенной пошлины и НДС. В итоге общая сумма затрат на официальный ввоз с учётом всех расходов составит чуть больше 1,3 млн рублей, что не только ниже исходного легального варианта, но и дешевле «карго», подчеркнул Иван Смеричинский.

Эксперт подчеркнул, что реализовать такую схему на практике возможно только при выстроенных долгосрочных отношениях с поставщиком. «Понятно, что мы рассмотрели идеальный случай, когда у нас поставщик сделал скидку, да ещё и на полную сумму НДС, но тем не менее это очень весомо», — прокомментировал Смеричинский.

Этот расчёт демонстрирует, что при переходе на белые схемы компаниям следует концентрироваться не только на неизбежных издержках, но и на поиске легальных инструментов финансовой оптимизации, одним из которых является работа с экспортным НДС контрагента, резюмировал эксперт.

Напомним, по данным Центра ценовых индексов, стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Россию в 2025 году достигла пятилетнего минимума.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!