Правительство России продлило срок действия эксперимента по беспилотным грузовым перевозкам

Правительство России продлило срок действия эксперимента по беспилотным грузовым перевозкам

Новости / Правительство России продлило срок действия эксперимента по беспилотным грузовым перевозкам
logirus.ru

14.11.2025

Правительство России продлило срок действия эксперимента по беспилотным грузовым перевозкам

Эксперимент по беспилотным грузовым перевозкам «Беспилотные логические коридоры» продлён до 12 ноября 2028 года. Внесены изменения в регулирование, расширена география проекта, введены новые категории беспилотников и требования к их эксплуатации.

Правительство России продлило срок действия эксперимента по беспилотным грузовым перевозкам «Беспилотные логические коридоры» до 12 ноября 2028 года и внесло существенные изменения в его регулирование. Соответствующее постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Экспериментальный правовой режим теперь официально переименован в «сфере цифровых и технологических инноваций», что подчёркивает его фокус не только на программные, но и на аппаратные разработки. География проекта расширена: к Москве, Санкт-Петербургу и восьми регионам добавились Республика Башкортостан, Пермский край и Свердловская область. Это открывает новые маршруты для тестирования беспилотного транспорта в условиях разнообразной инфраструктуры и климата.

Ключевое нововведение — законодательное закрепление двух категорий беспилотников с разной степенью автономности. Для высокоавтоматизированных транспортных средств 1 категории теперь официально разрешено движение без водителя-испытателя на месте водителя, при этом в кабине может находиться сотрудник на переднем пассажирском сиденье. Транспортные средства 2 категории должны быть способны самостоятельно, без вмешательства человека, выполнять «манёвр минимального риска» — безопасно останавливаться в случае критического сбоя системы. Это чётко прописанный алгоритм действий с определёнными параметрами замедления и контроля траектории, который должен быть подтверждён испытаниями.

Процедура допуска беспилотников к эксплуатации стала более детализированной. Производители должны предоставлять в испытательные лаборатории расширенный пакет документов, включая подробное техническое описание компонентов системы вождения, принципиальные схемы и декларацию безопасности. При этом для уже участвующих в эксперименте транспортных средств предусмотрен упрощённый порядок получения нового заключения о соответствии. Существенно увеличены лимиты по страховке и количеству машин для участников. Теперь минимальная страховая сумма гражданской ответственности составляет 10 миллионов рублей на каждое транспортное средство, а подать заявку на участие можно сразу на пять беспилотников, а не на один, как было раньше.

Из регламента полностью исключена фигура «инженера-испытателя», что упрощает состав экипажа и перераспределяет зоны ответственности между водителем-испытателем (при его наличии) и диспетчером. Для повышения прозрачности процесса испытательные лаборатории обязаны вести реестр беспилотников, допущенных к эксперименту, и предоставлять эти данные оператору инфраструктуры. Также введено требование об обязательной проверке водителей-испытателей на отсутствие судимости.

Отчётность участников эксперимента дополнена новыми метриками эффективности и безопасности. Субъекты режима должны будут отчитываться о количестве ДТП с участием беспилотников на каждые 10 000 километров пробега, а также о случаях, когда водитель-испытатель был вынужден экстренно взять управление на себя. Для последних трёх лет действия эксперимента установлены новые плановые показатели, включая целевые значения пробега для беспилотников 2 категории и коммерческого грузооборота.

Напомним, «Национальный перевозчик» (NATCAR) прогнозирует начало коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков на ключевых российских магистралях к 2027–2028 году.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!