Простоями иностранных судов в Новороссийске до 20 дней: последствия новых требований к заходам в российские порты
11.09.2025
Простоями иностранных судов в Новороссийске до 20 дней: последствия новых требований к заходам в российские порты
Введение новых требований к заходам иностранных судов в российские порты привело к значительным простоям в Новороссийске, увеличению сроков доставки и росту ставок на морские перевозки.

После введения новых требований к заходам в российские порты иностранные суда простаивают в Новороссийске до 20 дней. В сентябре средний срок морской доставки из Турции в Россию увеличился в 1,5–1,6 раз по сравнению с июнем. Например, перевозка на пароме при благоприятных погодных условиях из Стамбула в Новороссийск занимает 14–18 дней против 9–12 дней двумя месяцами ранее, рассказал Сергей Денисов, директор ПЭК: SILK WAY.
Повышение времени доставки связано с масштабными простоями иностранных судов в порту Новороссийск. С 21 июля 2025 года в России вступили в силу изменения, согласно которым заход иностранных судов в отечественные порты возможен только при получении разрешения капитана и обязательном согласовании с Федеральной службой безопасности. Ожидая разрешительных документов, иностранные суда в Новороссийске простаивают от двух до 20 дней.
Средние ставки на морские перевозки из портов Стамбула (Амбарли, Гебзе) в Новороссийск и Туапсе в августе выросли на 10–12% год к году; с учётом доплат за услуги таможенных представителей и экспедирование цена доходит до 800–1000 долларов. Повышение связано с ростом стоимости топлива, расходов на бункеровку и увеличением платы за проход через проливы Босфор и Дарданеллы.
Разгрузить порты Новороссийска и Туапсе поможет обновлённый Ростовский порт, который планируют перенести из центра города на левый берег Дона к концу 2027 года, а вместе с тем и завершить его реконструкцию. Как отметил глава Ростовской области Юрий Слюсарь, новый порт будет оснащён современным оборудованием и рассчитан на востребованность у судоходных компаний.
Модернизируют и погранпереход Ростова-на-Дону, пропускная способность которого вырастет в 2,5 раза к 2028 году, согласно данным Росгранстроя.
Сергей Денисов ожидает, что новые мощности привлекут в Азово-Черноморский бассейн дополнительные морские линии, что усилит конкуренцию и будет дестимулировать рост цен на терминальные услуги. Это особенно актуально на фоне подорожания обработки грузов в Новороссийске на 50% с 2021 года.
Противоположная динамика у Туапсе, который нарастил объёмы до 12,8 млн тонн (+3,6% г/г), что лишь подчёркивает растущее давление на существующую инфраструктуру и необходимость её перераспределения.
По словам Сергея Денисова, пока часть грузопотока переключается на автотранспорт. Но и на этом направлении летом фиксировались проблемы: к августу среднее время доставки увеличилось по сравнению с июнем на треть. К началу сентября сроки стабилизировались.
Вместе с тем в июне — августе спрос на перевозку малых партий грузов из Турции в Россию увеличился на 20% год к году. Потребность малого и среднего бизнеса в небольших партиях отправлений остаётся стабильно высокой, подчеркнул Сергей Денисов.
Объём доставки крупных партий (FTL) за летние месяцы, напротив, снизился — к августу в три раза по сравнению с июнем, сообщила исполнительный директор VC Forwarding Екатерина Лазуткина. Она отметила: высокая ключевая ставка ограничивает возможности импортёров и вынуждает многих замораживать закупки, особенно учитывая накопленные складские запасы за последний год.
Комментарий эксперта Кеплер