Развитие Трансарктического транспортного коридора
25.09.2025
Развитие Трансарктического транспортного коридора
В России планируют развивать Трансарктический транспортный коридор, который может забрать до 15% грузового потока у Суэцкого канала. Для этого необходимо провести масштабные работы по строительству и модернизации инфраструктуры.

В России планируют развивать Трансарктический транспортный коридор, который в будущем сможет забрать до 15% грузового потока у Суэцкого канала, поскольку он значительно сокращает морской путь между Азией и Европой.
Для реализации проекта необходимо провести масштабные работы: построить и модернизировать морские и речные порты, выполнить дноуглубление рек, проложить автомобильные и железные дороги в арктических районах, создать флот высокого арктического класса, обеспечить приемлемые условия жизни в Арктике для специалистов и преференции для бизнеса, привлечь международный транзит и многое другое.
По мнению министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, на это может потребоваться не менее 15 лет. Однако в итоге Россия сможет предоставить мировому сообществу действительно выгодный логистический маршрут.
Создание Трансарктического транспортного коридора потребует масштабных связанных между собой мероприятий на протяжении всей Арктической зоны РФ, а также в регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Основными вызовами при этом являются строительство ледокольного флота и флота ледового класса, создание космической группировки, расшивка «бутылочных горлышек» подъездных путей и портов.
В целом, Трансарктический коридор пройдёт от Санкт-Петербурга до Владивостока, однако использование на маршруте Архангельска обеспечит сокращение транзитного времени перевозок на 7–8 суток.
Сейчас уже принят проект по строительству в Архангельске нового порта по самым современным образцам. Он будет глубоководным и сможет принимать суда круглый год. Порт планируют ввести в эксплуатацию к 2030 году.
Возможностями круглогодичной навигации обладает также порт в посёлке Провидения на Чукотке. При этом он имеет ещё и такое уникальное преимущество, как выгодное географическое положение, а именно — близость к Берингову проливу.
Власти региона рассчитывают создать здесь перегрузочный морской хаб, который сможет обрабатывать до 200 тыс. тонн грузов в год к 2030 году, а в долгосрочной перспективе — не менее 5 млн тонн грузов в год.
Одновременно в регионе намерены провести модернизацию порта Певек — самого северного порта России и ключевого логистического узла Восточной Арктики.
Основным новым проектом, который хорошо ложится в модель Трансарктического транспортного коридора, станет Северо-Сибирская железнодорожная магистраль. Тем более что она откроет также выход к Северному морскому пути не только для регионов Сибири, но и для Монголии и Китая.
Изучить вопрос её строительства Владимир Путин поручил ещё осенью 2023 года.
Комментарий эксперта Кеплер