Резкий всплеск продаж на падающем рынке HCV в октябре 2025 года
14.11.2025
Резкий всплеск продаж на падающем рынке HCV в октябре 2025 года
Единовременная крупная закупка изотермических фургонов Sitrak для ритейла обеспечила аномальный рост продаж на российском рынке тяжелых коммерческих автомобилей (HCV) в октябре 2025 года.
Резкий всплеск продаж на падающем рынке HCV в октябре 2025 года обеспечен единовременной крупной закупкой изотермических фургонов Sitrak для ритейла, заявил сооснователь и директор агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков.
Российский рынок тяжелых коммерческих автомобилей (HCV) продолжает демонстрировать сложную динамику. По итогам октября 2025 года продажи в сегменте сократились на 55% в годовом сопоставлении. Кумулятивный спад за десять месяцев года достиг 57%, что свидетельствует о глубоком структурном кризисе. Однако внутри этой негативной тенденции октябрь показал аномальный рост по сравнению с сентябрем: продажи увеличились на 41%, с 3534 до 4998 единиц. Месячная прибавка составила почти 1500 автомобилей.
Анализ помесячной статистики выявил причину этого всплеска, отметил Целиков. Рост почти полностью обеспечен резкой активизацией в сегменте фургонов, где продажи за месяц выросли почти вдвое. Детализация данных показала, что основной вклад внесла единовременная регистрация в октябре почти 700 изотермических фургонов марки Sitrak. Этот объем на порядок превышает среднемесячные значения для данной модели и всего сегмента в целом.
Эксперты рынка полагают, что такая масштабная поставка связана с разовой закупкой одного из крупных игроков продуктового ритейла, который обновляет или расширяет свой парк. Именно эти 700 единиц техники обеспечили примерно половину общего месячного прироста рынка HCV в октябре. Вторая половина роста распределилась по другим сегментам без выраженных пиков, пояснил эксперт.
Марочная структура рынка за десять месяцев демонстрирует заметное перераспределение долей. Лидером остается российский КАМАЗ, который нарастил свою долю почти до 30%, поставив 11 164 автомобиля. При этом падение продаж бренда на 20% оказалось существенно мягче общего обвала рынка. В отличие от него, ключевые китайские игроки показали снижение, превышающее средние показатели по сегменту: продажи Sitrak рухнули на 65%, Shacman – на 71%, а FAW – на 66%, что привело к сокращению их рыночного присутствия. Замыкающий пятерку лидеров белорусский МАЗ сократил реализацию на 37%, но при этом увеличил долю до 7,2%.
Структура продаж по типам кузовов также претерпела изменения. Несмотря на рекордное падение на 71%, седельные тягачи сохранили за собой статус крупнейшего сегмента с долей 33,8%. Продажи самосвалов сократились на 65%, и их доля в рынке уменьшилась до 19,4%. При этом фургоны и бортовые автомобили, несмотря на снижение на 30% в совокупности, увеличили свое рыночное присутствие до 9,3% и 8,9% соответственно. Наименьшее падение продемонстрировал сегмент спецтехники, который сократился всего на 25%, благодаря чему его доля в общем объеме рынка HCV выросла до 28,6%.
Напомним, крупнейшие рынки коммерческого транспорта в Европейском союзе и России демонстрируют разнонаправленную динамику в первые девять месяцев 2025 года. Если европейский рынок показывает умеренное снижение на 8,2%, то российский переживает обвальное падение, превышающее 50% в ключевых сегментах.
Комментарий эксперта Кеплер