Ритейл и маркетплейсы предупреждают о рисках срыва сроков введения прослеживаемости товаров
14.11.2025
Ритейл и маркетплейсы предупреждают о рисках срыва сроков введения прослеживаемости товаров
Представители рынка электронной коммерции выразили опасения по поводу невозможности интеграции с государственными информационными системами (ГИС) в установленные сроки. Они указали на нехватку времени, низкий уровень технологической готовности систем и отсутствие единого идентификатора товара.
Маркетплейсы и ритейл предупреждают о системных рисках срыва сроков введения прослеживаемости товаров. По их оценке, бизнес и государство имеют менее года на интеграцию с более чем десятью государственными информационными системами (ГИС), однако существующие технические и архитектурные проблемы систем могут сделать выполнение требований закона невозможным в установленные сроки. Такие опасения выразили участники экспертной сессии на форуме «Цифровые решения».
Дмитрий Русаков, директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции ООО «Яндекс», обратил внимание на катастрофическую нехватку времени. Он напомнил, что ранее на внедрение одной системы, такой как ЕГАИС или «Меркурий», уходило до полутора-двух лет. Сейчас же речь идёт о синхронной интеграции с десятком систем, причём сроки сжаты до менее чем года. По его мнению, ключевой проблемой является отсутствие чёткого «образа результата» — конкретных и реалистичных целей, которых необходимо достичь к 1 января 2027 года.
Проблему усугубляет низкий уровень технологической готовности большинства государственных систем. Павел Глухов, директор по взаимодействию с органами власти сервиса «Купер», констатировал, что лишь у пары ГИСов есть работающие API для автоматизированного взаимодействия. Ещё несколько систем предлагают полуручной режим работы через буфер обмена, а с остальными интеграция на данный момент практически невозможна.
Эксперты выделили фундаментальную архитектурную проблему — отсутствие единого уникального идентификатора товара и замкнутость ГИСов. Павел Глухов отметил, что системы были спроектированы изолированно, без заложенной архитектуры для обмена данными между собой. Это приводит к путанице, когда непонятно, какой сертификат относится к какому товару.
В качестве пути решения представители бизнеса предлагают сконцентрироваться на выработке единого стандарта и перераспределении функций между системами. Павел Глухов полагает, что часть ГИСов взяла на себя чрезмерные обязательства, и их роль следует ограничить отслеживанием происхождения товара и его первичной переработки. Далее, при наличии единого идентификатора, всю логистическую и дистрибьюторскую цепочку можно было бы вести через одну систему, например, ГИС-МТ.
Напомним, Федеральная налоговая служба и Министерство транспорта РФ столкнулись с серьёзными вызовами при подготовке к обязательному переходу на электронные перевозочные документы с 1 сентября 2026 года. Ключевой проблемой становится разнородность участников рынка, особенно малого и микробизнеса, который может оказаться не готов к новым требованиям, подчеркнули в ФНС.
Комментарий эксперта Кеплер