Российский рынок грузовых автоперевозок переживает системный кризис

Российский рынок грузовых автоперевозок переживает системный кризис

Новости / Российский рынок грузовых автоперевозок переживает системный кризис
logirus.ru

14.11.2025

Российский рынок грузовых автоперевозок переживает системный кризис

Операционные расходы растут, рентабельность падает, перевозчики испытывают финансовые трудности.

Российский рынок грузовых автоперевозок переживает системный кризис, вызванный стремительным ростом операционных расходов и обвалом рентабельности. С конца октября в отрасли наблюдается дефицит перевозчиков, а почти 7 тыс. юридических лиц находятся в стадии ликвидации или банкротства, пишут «Известия».

Основатель компании «Лидер Транс» Михаил Устюжанин указывает, что тарифы на перевозки ещё в феврале 2025 года упали почти на треть в годовом выражении. По его данным, в мае средний уровень ставок составлял 66 рублей за километр с НДС, тогда как расходы достигали 82 рублей. Себестоимость перевозок за первое полугодие 2025 года увеличилась на 15% из-за подорожания дизельного топлива, обслуживания техники и зарплат водителей.

На этом фоне перевозчикам становится всё сложнее обслуживать лизинговые взносы. Михаил Устюжанин отмечает, что с конца 2024 года наблюдается массовый возврат техники. По его словам, объёмы изымаемой техники бьют рекорды и с июня 2025 года ежемесячно увеличиваются на 20%. Дополнительное давление оказывает рост собственных парков торговых сетей и маркетплейсов, которые берут доставку грузов поставщиков в свои руки.

В Минтрансе России подтвердили, что вопрос стабилизации ситуации находится на контроле. Ведомство признало, что грузоперевозки столкнулись с резким ростом эксплуатационных расходов и последствиями повышения ключевой ставки, что увеличило лизинговые платежи. В качестве действующей меры поддержки перевозчики вправе воспользоваться механизмом отсрочки уплаты налоговых платежей. Также для них доступна возможность приобретения отечественной техники в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышения её конкурентоспособности», на которую в федеральном бюджете предусмотрено 27 миллиардов рублей ежегодно с 2025 по 2027 год.

Эксперты сходятся во мнении, что ситуация требует комплексного решения. Алексей Иванов выделяет необходимость мер поддержки для обновления автопарка через льготные программы лизинга или субсидирование процентных ставок. Он также предлагает рассмотреть временное смягчение роста утильсбора для коммерческого транспорта или предоставление рассрочки по его уплате, а также поддержку при переходе на электронный документооборот.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!