Рост электронной коммерции требует новых подходов к девелопменту складской недвижимости

Рост электронной коммерции требует новых подходов к девелопменту складской недвижимости

Новости / Рост электронной коммерции требует новых подходов к девелопменту складской недвижимости
logirus.ru

11.09.2025

Рост электронной коммерции требует новых подходов к девелопменту складской недвижимости

Управляющий партнёр компании Parametr Александр Манунин заявил о необходимости новых подходов к развитию складской недвижимости из-за двукратного роста электронной коммерции.

Двукратный рост электронной коммерции требует принципиально новых подходов к девелопменту складской недвижимости, заявил Александр Манунин, управляющий партнёр компании Parametr, на XXI Складском форуме NF GROUP. По его оценкам, к 2030 году доля e-commerce в Москве и области достигнет 31%, а абсолютный прирост составит 1,8 трлн рублей. Уже через пять лет компаниям сектора интернет-торговли и логистическим операторам потребуется около 11 млн кв. м складских площадей, а традиционный ритейл добавит ещё 3 млн кв. м.

Манунин видит два возможных сценария развития. Наименее перспективный — выведение всех складов за черту города. Власти не хотят видеть такие объекты в городской черте из-за риска увеличения потока мигрантов и нагрузки на дорожную сеть. Однако эксперт полагает, что этот процесс неизбежен, и им необходимо управлять. Негативный вариант предполагает выдавливание складов за пределы ЦКАД, что резко увеличит транспортные издержки и нагрузку на инфраструктуру.

Более благоприятный сценарий — создание многоуровневой логистической системы с распределением складов по типам и удалённости. Такой подход уже применяется в Париже, Лондоне и Пекине. Система состоит из трёх контуров: распределительные центры за 30 км от города, сортировочные мощности в 10 км от центра и узлы внутригородской доставки. Этот вариант учитывает плотность застройки и предполагает использование многоэтажных объектов в центральных районах.

Такой формат выгоден всем: e-commerce получает быструю и дешёвую доставку, решает кадровый вопрос, город — снижение транспортной нагрузки и выбросов CO₂, а также замещение низкоквалифицированного персонала более подготовленными специалистами.

Александр Никишов, управляющий директор холдинга «Строительный альянс» (ХСА), добавил, что за последние годы требования к складским объектам коренным образом изменились. Склады превратились из простых ангаров в сложные экосистемы. Сегодня без развитой инфраструктуры и сервисов на территории складского парка практически невозможно привлечь сотрудников, особенно молодёжь. Это вопрос прямого взаимодействия между работодателем и кадровым ресурсом.

Напомним, что средний цикл сделок по аренде складов в России за первые семь месяцев 2025 года увеличился в четыре раза — с 22 дней до трёх месяцев.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!