Рост тарифов и сроков доставки при морских перевозках из Турции в Россию

Рост тарифов и сроков доставки при морских перевозках из Турции в Россию

Новости / Рост тарифов и сроков доставки при морских перевозках из Турции в Россию
logistic.press

11.09.2025

Рост тарифов и сроков доставки при морских перевозках из Турции в Россию

В августе 2025 года средние тарифы на морские перевозки из портов Стамбула в Новороссийск и Туапсе выросли на 10-12%, а сроки доставки увеличились в 1,5-1,6 раза из-за новых правил захода иностранных судов в российские порты.

В августе 2025 года средние тарифы на морские перевозки из портов Стамбула в Новороссийск и Туапсе выросли на 10-12% в годовом выражении.

В сентябре 2025 года средний срок морской доставки грузов из Турции в Россию увеличился в 1,5-1,6 раза по сравнению с показателями июня. Это связано с новыми правилами захода иностранных судов в российские порты, которые ввели в июле.

Директор бизнес-юнита ПЭК: SILK WAY Сергей Денисов сообщил, что перевозка на пароме из Стамбула в Новороссийск при благоприятных погодных условиях теперь занимает 14-18 дней против 9-12 дней двумя месяцами ранее. Рост времени доставки напрямую связан с масштабными простоями иностранных судов в порту Новороссийск.

С 21 июля 2025 года в России действуют изменения, согласно которым заход иностранных судов в отечественные порты возможен только после получения разрешения капитана порта и обязательного согласования с Федеральной службой безопасности. Ожидая получения этих документов, иностранные суда простаивают в Новороссийске от двух до 20 дней.

Параллельно с увеличением сроков растут и ставки. В августе средние тарифы на морские перевозки из портов Стамбула в Новороссийск и Туапсе выросли на 10-12% в годовом выражении. С учётом дополнительных платежей за услуги таможенных представителей и экспедирование стоимость доставки достигает $800-1000.

На этом фоне обострилась ситуация с пропускной способностью портов. По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот Новороссийска за семь месяцев 2025 года снизился на 5,3% год к году, до 94,1 млн тонн, при этом стоимость обработки грузов в порту с 2021 года выросла на 50%. Противоположную динамику демонстрирует Туапсе, который нарастил объёмы на 3,6%, до 12,8 млн тонн.

Часть грузопотока переключилась на автомобильный транспорт, однако и здесь возникли сложности. Как отметил Сергей Денисов, к августу среднее время доставки увеличилось по сравнению с июнем на треть, и лишь к началу сентября сроки стабилизировались. Например, доставка из Стамбула в Москву сейчас занимает примерно 20-22 дня в зависимости от времени пересечения границы с Грузией.

Несмотря на логистические сложности, спрос на перевозку сборных грузов из Турции в Россию в июне-августе вырос на 20% в годовом выражении. Как подчеркнул Сергей Денисов, потребность малого и среднего бизнеса в небольших партиях отправлений остаётся стабильно высокой; лидерами по объёму стали текстиль, бытовая химия и оборудование.

В то же время объём доставки крупных партий (FTL) за летние месяцы, напротив, сократился. Исполнительный директор VC Forwarding Екатерина Лазуткина сообщила, что к августу объёмы FTL-перевозок упали в три раза по сравнению с июнем.

Для разгрузки портов Новороссийска и Туапсе планируется ввести новые мощности. Как заявил губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь, обновлённый Ростовский порт, который планируют перенести из центра города на левый берег Дона и завершить его реконструкцию к концу 2027 года, будет оснащён современным оборудованием и рассчитан на востребованность у судоходных компаний.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!