Рынок контрактной логистики в России замедляет рост
22.12.2025
Рынок контрактной логистики в России замедляет рост
Из-за избытка складских площадей и снижения грузопотока рынок контрактной логистики в России демонстрирует замедление роста, однако спрос на складской аутсорсинг как инструмент оптимизации процессов остаётся стабильным.
Рынок контрактной логистики в России замедляет рост из-за избытка складских площадей и снижения грузопотока, но спрос на складской аутсорсинг как инструмент оптимизации процессов стабилизируется. Об этом свидетельствуют данные совместного обзора исследовательского агентства M.A. Research и группы компаний «ПЭК», подготовленного при участии логистических операторов MOLCOM и BG LOGISTIC.
По оценке управляющего партнёра M.A. Research Людмилы Симоновой, стоимостной объём рынка услуг 3PL-операторов (грузоперевозки, экспедирование, складская и управленческая логистика) по итогам 2025 года вырастет лишь на 2,6%, до 652,6 млрд рублей. Это существенное замедление по сравнению с ростом на 16% годом ранее. В сегменте складского аутсорсинга динамика ещё показательнее: темпы прироста выручки операторов упали с 49,5% до 9,9%, а общий объём оценивается в 84,6 млрд рублей.
Директор «ПЭК: 3PL» Иван Масалов подтверждает сдержанную динамику, отмечая, что рост спроса на услуги аутсорсинга, наблюдавшийся в первом квартале на уровне 15%, замедлился уже со второго квартала. Ключевым фактором давления на рынок стал рекордный ввод новых качественных складских площадей. По предварительным данным консалтинговой компании Nikoliers, в 2025 году он превысит показатель прошлого года в 1,7 раза, достигнув 7,8 млн кв. м. Это привело к росту доли вакансии. По прогнозам NF Group, в логистических парках Москвы и Подмосковья она увеличится на 4,8 п.п. год к году, до 5,5%. Аналитики IBC Real Estate ожидают снижения ставок аренды в объектах класса А к концу года на 16%, до 10,5 тыс. рублей за кв. м в год. Людмила Симонова добавляет, что на рынке возобновилась практика предоставления индивидуальных скидок крупным арендаторам, достигающих 15% от начальной цены.
Вторым сдерживающим фактором стало падение объёма грузоперевозок. Иван Масалов ссылается на индикатор ATrucks, который в феврале достиг уровня минус 77, что свидетельствовало о значительном превышении предложения транспорта над спросом. К середине декабря ситуация стабилизировалась, индекс вернулся к балансным значениям (плюс 4), а тарифы восстановились до 74,7 рубля за км без НДС. Однако период низких ставок и неопределённости существенно повлиял на общее охлаждение спроса со стороны клиентов логистических компаний.
Несмотря на макроэкономические вызовы, спрос на складской аутсорсинг демонстрирует устойчивость, особенно со стороны малого и среднего бизнеса. Как отмечает генеральный директор MOLCOM Максим Макеев, компании всё чаще рассматривают 3PL не просто как услугу хранения, а как инструмент реинжиниринга и перестройки логистических цепочек. Особенно востребовано внедрение автоматизированных систем сортировки и управления складом, которое, по его словам, позволяет снизить операционные затраты на 15–25% уже в первый год. Параллельно растёт спрос на сопутствующие услуги: обработку товаров для маркетплейсов, управление возвратами и кросс-докинг.
Генеральный директор BG LOGISTIC Иван Макарчук прогнозирует, что средний уровень тарифов на складской аутсорсинг (27–35 рублей за паллетоместо в сутки) в 2026 году не претерпит значительных изменений. Операторы, пользуясь ростом доли свободных площадей и так называемой скрытой вакансии, активно оптимизируют условия, что особенно выгодно клиентам, которым требуются небольшие площади в 5–10 тыс. кв. м. Средняя заполняемость складов 3PL-провайдеров, по данным участников обзора, остаётся высокой и составляет 80–95%.
В среднесрочной перспективе эксперты ожидают восстановления роста. Людмила Симонова прогнозирует, что в 2026 году рынок складских услуг в России увеличится на 14,6%, до 491,8 млрд рублей, а объём рынка 3PL-услуг в целом достигнет 687,5 млрд рублей, прибавив 5,3%. При этом сами операторы оценивают свой потенциал роста на горизонте пяти лет более сдержанно — не более 33% с ежегодным приростом на 5–10%. Максим Макеев связывает будущее расширение спроса на аутсорсинг с дороговизной заёмных средств.
Комментарий эксперта Кеплер