РЖД предложили значительно увеличить плату за стоянку вагонов
18.09.2025
РЖД предложили значительно увеличить плату за стоянку вагонов
РЖД выступили с инициативой значительного увеличения платы за стоянку вагонов на отдельных станциях. Это направлено на обеспечение бесперебойной работы железнодорожной инфраструктуры и выполнение государственных задач.

РЖД выступили с инициативой значительного увеличения платы за стоянку вагонов на отдельных станциях в условиях избытка подвижного состава на сети, который оценивается компанией в 240 тыс. ед. при общем парке в 1,3 млн вагонов. Данное предложение направлено на обеспечение бесперебойной работы железнодорожной инфраструктуры и выполнение государственных задач.
Согласно документу, на некоторых станциях плата за простой может быть повышена десятикратно, причём перечень таких станций пока окончательно не определён, но в него могут войти пути, примыкающие к предприятиям непрерывного цикла, сообщает «РБК».
Действующие тарифы за использование путей общего пользования были установлены ещё в 2015 году приказом Федеральной службы по тарифам (ныне – ФАС) и предусматривают ежегодную корректировку. В последний раз их повышали в декабре 2024 года на 24,8% в рамках общей индексации тарифов РЖД, а за последнее десятилетие их рост составил 2,2 раза.
В обоснование инициативы указывается, что повышение платы позволит снизить нагрузку на пути общего и необщего пользования, сократить количество временно задерживаемых поездов, потенциально увеличить погрузку, а также минимизировать риски срыва сроков доставки грузов и порожних вагонов.
Инициатива РЖД по повышению платы за стоянку вагонов получила поддержку со стороны Минтранса и Федеральной антимонопольной службы, однако вызвала возражения со стороны Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ).
В СОЖТ обращают внимание на то, что при действующих тарифах на стоянку вагонов дополнительный доход РЖД в 2025 году может достичь 1,7 млрд рублей, что на 35% превышает первоначальные прогнозы. В случае же десятикратного увеличения ставок эта статья доходов становится коммерчески значимой, что, по мнению экспертов, может создать дестимулирующий эффект для ритмичной организации перевозочного процесса.
С осени 2024 года РЖД совместно с операторами принимают активные меры по балансировке количества вагонов в соответствии с текущей грузовой базой, включая заключение соглашений о взаимодействии при допуске и эксплуатации подвижного состава.
По мнению заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, повышение стоимости отстоя вагонов для РЖД не является бизнес-историей, поскольку компания не ставит целью извлечение прибыли, а стремится освободить пути для выполнения технологических операций, связанных с перевозками и сортировкой вагонов.
Комментарий эксперта Кеплер