Восстановление спроса на рынке лизинга грузового транспорта

Восстановление спроса на рынке лизинга грузового транспорта

Новости / Восстановление спроса на рынке лизинга грузового транспорта
logirus.ru

25.12.2025

Восстановление спроса на рынке лизинга грузового транспорта

К концу 2025 года на рынке лизинга грузового транспорта фиксируется восстановление спроса благодаря адаптации участников рынка к новым условиям, снижению ключевой ставки и росту ставок на перевозки.

К концу 2025 года на рынке лизинга грузового транспорта фиксируют восстановление спроса. Этот процесс поддержали адаптация участников рынка к новым условиям, снижение ключевой ставки и рост ставок на перевозки. Однако для дальнейшего расширения деловой активности отрасли потребуется пропорциональное повышение тарифов на грузоперевозки.

Аналитический обзор, подготовленный ассоциацией «АвтоГрузЭкс» и логистическим холдингом ПЭК совместно с рядом отраслевых организаций, указывает на стабилизацию рынка и точечное обновление парков перевозчиков. Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов отмечает, что ситуация стабилизировалась с октября. Отраслевой индикатор ATrucks, который отражает соотношение спроса и предложения на грузовики, закрепился на отметке плюс 36. Это свидетельствует о превышении спроса на технику над её наличием у дилеров.

Вслед за ростом спроса на грузоперевозки индекс ATI.su, отражающий уровень ставок на рынке, восстановился до показателя конца 2023 года, достигнув 1834 пунктов. По данным Филатова, тарифы уже выросли до 74,7 рубля за километр без учёта НДС.

Лизинговые компании фиксируют рост интереса к подержанным грузовикам. Александр Николаенко, руководитель комитета по автотранспорту Объединённой лизинговой ассоциации, сообщает, что в четвёртом квартале 2025 года впервые за год объём продаваемой техники у крупных операторов превысил количество изъятой. В октябре — первой половине декабря до 30% единиц грузового транспорта из существующих стоков, которые оцениваются в 40 тысяч машин, взяли в лизинг повторно. Значительное падение цен на технику стало одним из ключевых факторов этого оживления.

Основатель и генеральный директор компании «Нексус» Тимур Новожилов пояснил, что если в 2023 году средняя цена автомобилей составляла 9 миллионов рублей, то в 2025 году аналогичную технику с пробегом до 100 тысяч километров перевозчики приобретают уже за 3,2–3,4 миллиона. Стоимость новой грузовой техники также снизилась не менее чем в два раза.

В ответ на изменение конъюнктуры дилеры скорректировали свои комиссии. Как рассказал вице-президент ассоциации РОАД Виталий Киселёв, в первом полугодии 2025 года они снижались до нулевых значений, а во втором выросли лишь до 5%. Этот уровень пока несопоставим с 2023 годом, когда наценка могла достигать 30%. По словам Киселёва, именно во втором полугодии компании начали точечное обновление устаревшего и вышедшего из строя транспорта на фоне общего оживления рынка.

Сокращение средней стоимости лизинговых платежей более чем в два раза во втором полугодии последовало за снижением ключевой ставки Банка России. Борис Мамилов, исполнительный директор компании Dentro, отмечает, что если на пике предложения по сделкам доходили до 30% годовых, то сейчас тарифы у банков снизились до 19–21%. При этом лизинговые компании, как подчёркивает учредитель «Лидер Транс» Михаил Устюжанин, продолжают держать ставки на 2–3 процентных пункта выше, чем банки. Это делает их предложение менее выгодным для клиентов.

Из-за сохраняющейся осторожности лизинговые операторы всё реже предоставляют технику с нулевым авансовым платежом. Как уточняет Виталий Киселёв, такая опция доступна в основном для крупных и надёжных компаний. Для остальных клиентов средний первоначальный взнос вырос с 30 до 50%. Киселёв предполагает, что в 2026 году крупному бизнесу могут предложить ставки на уровне ключевой — 17–18%. Условия выдачи техники у лизинговых компаний и банков также существенно различаются.

Эксперты связывают перспективы дальнейшего роста спроса на технику с динамикой тарифов на перевозки и макроэкономическими факторами. По оценкам Тимура Новожилова, предстоящее повышение налоговой нагрузки, индексация взносов в систему «Платон» и другие надбавки увеличат себестоимость перевозок не менее чем на 10%. Для формирования стабильного спроса на технику тарифы должны вырасти до 95 рублей за километр, то есть на 27–28% от текущего уровня.

Кроме того, участники рынка ожидают, что прогнозируемое Банком России снижение ключевой ставки до 13% во втором полугодии 2026 года стимулирует деловую активность и повысит спрос на грузоперевозки на 6%, что, в свою очередь, поддержит спрос на лизинг.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!