Замедление темпов роста стоков изъятой техники у лизинговых компаний России
30.10.2025
Замедление темпов роста стоков изъятой техники у лизинговых компаний России
В третьем квартале 2023 года прирост автомобилей в стоках лизинговых компаний составил лишь 2,6%, что свидетельствует о достижении рынка точки временного равновесия.
Крупнейшие лизинговые компании России фиксируют резкое замедление темпов роста стоков изъятой у клиентов техники. По данным проекта «Без торга», объединяющего около 80% игроков лизингового рынка, в третьем квартале 2023 года прирост таких автомобилей составил лишь 2,6%. Это контрастирует с показателем предыдущего квартала, когда стоки увеличились более чем на треть – на 34,5%.
Руководитель проекта Алексей Коуров констатирует, что рынок достиг точки временного равновесия. Количество транспортных средств, которые лизингодатели возвращают с балансов недобросовестных клиентов, теперь примерно равно объёму техники, которую компании успевают реализовать. Однако устойчивую проблему представляет собой «железный осадок»: порядка 35% единиц техники остаются в стоках дольше полугода, и с каждым месяцем продать такие активы становится всё сложнее.
Структура готового к продаже стока демонстрирует чёткую отраслевую динамику. Более 60% всего объёма по-прежнему приходится на грузовики и прицепную технику, но их прирост во втором квартале был минимальным и составил всего 2%. При этом в III квартале 2025 года начали увеличиваться стоки лёгких коммерческих автомобилей (LCV), чья доля достигла 7,5%. Продолжает расти и доля изъятой спецтехники, которая сейчас занимает около 9% от общего объёма.
На этом фоне легковые автомобили остаются для лизинговых компаний наиболее ликвидным активом. На них приходится примерно 18% стока, срок реализации самый короткий, и их объём постепенно снижается.
Сергей Целиков, сооснователь и директор агентства «АВТОСТАТ», подтверждает эти тренды и обращает внимание на скрытую часть проблемы. Помимо готового к продаже стока, у лизинговых компаний сохраняется значительный объём «проблемных активов». Эти транспортные средства находятся на разных стадиях работы с проблемными клиентами – от взыскания до судебных разбирательств. Часть из них может пополнить сток, а часть – вернуться в работу. Точно оценить весь масштаб «проблемного стока» невозможно, но, по мнению эксперта, он может в разы превышать тот объём изъятой техники, который уже готов к продаже.
Напомним, по оценкам «Интерлизинга», к сентябрю 2025 года объём стока лизинговой техники в России достиг 80 тыс. единиц. Преобладающую долю в этом портфеле, по словам Вячеслава Михайлова, директора по развитию проектов «Газпромбанк Лизинг», составляет грузовой транспорт – на него приходится порядка 60–70%.
Комментарий эксперта Кеплер