Новость
30.06.2025
Российские транспортные компании сталкиваются с конкуренцией со стороны перевозчиков из ЕАЭС
Казахстанские и киргизские перевозчики предлагают более низкие тарифы, что приводит к потере клиентов российскими компаниями.

Российские транспортные компании сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны перевозчиков из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ключевая проблема заключается в ценовом демпинге со стороны казахстанских и киргизских перевозчиков, отметила руководитель подкомитета по таможенному регулированию «Деловой России» Эльвира Кускова на совместном заседании Комитета по транспортной логистике «Деловой России», Подкомитета по таможенной логистике и Ассоциации «АвтоГрузЭкс».
Казахстанские и киргизские перевозчики предлагают более низкие тарифы благодаря дешёвой рабочей силе, гибким схемам налогообложения и отсутствию НДС при перевозках между странами ЕАЭС. Это особенно заметно на южных и восточных маршрутах, где российские компании постепенно теряют клиентов, констатировала эксперт.
Ещё один вызов — изменение структуры грузопотоков. Ситуацию усугубляет развитие транзитной инфраструктуры в Казахстане, который активно переориентирует грузовые маршруты в обход России, отметила Эльвира Кускова. В результате российские перевозчики сталкиваются с проблемой неравномерной загрузки: если ввоз грузов из ЕАЭС остаётся значительным, то обратные рейсы часто выполняются порожняком, что увеличивает издержки и снижает рентабельность.
Отдельной проблемой остаётся регуляторное неравенство. В то время как в ЕАЭС отсутствует единая система контроля за каботажными перевозками, российские компании вынуждены соблюдать жёсткие требования, включая систему «Платон», лесной контроль и обязательное использование тахографов. Это создаёт дополнительные административные и финансовые барьеры, которых нет у конкурентов из Казахстана и Киргизии.
В качестве возможных решений Кускова предложила два ключевых направления. Первое — содействие в установлении прямых контрактов между российскими перевозчиками и крупными экспортёрами из стран ЕАЭС через организацию совместных бизнес-встреч и повышение прозрачности тендерных процедур. Второе — активное внедрение электронного документооборота и цифровых логистических платформ, которые могут усилить конкурентные преимущества российских компаний за счёт скорости и надёжности перевозок.
Напомним, по данным Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, после легализации каботажных перевозок для транспортных компаний ЕАЭС контроль за ними будет осуществляться через государственную систему электронных перевозочных документов.
Комментарий эксперта Кеплер