Новость
04.07.2025
И снова национализация: Генпрокуратура требует изъять акции «Южуралзолота» в пользу государства
3 июля Генпрокуратура подала иск о национализации компании «Южуралзолото», принадлежащей миллиардеру и депутату от «Единой России» Константину Струкову. Акции ЮГК, которые торгуются на Мосбирже с 2023 года, за два дня обвалились на 23%.

3 июля Генпрокуратура подала иск о национализации компании «Южуралзолото», принадлежащей миллиардеру и депутату от «Единой России» Константину Струкову. Что происходит с компанией и что ждёт инвесторов в акции и облигации ЮГК?
Утром 3 июля информационные агентства со ссылкой на источники сообщили, что Генпрокуратура требует через суд изъять в пользу государства 100% в уставном капитале ООО «Управляющая Компания ЮГК» и акции «Южуралзолота», которые принадлежат миллиардеру Константину Струкову. Также прокуратура добивается передачи в госсобственность долей в различных ООО, которые, как полагает ведомство, контролируются номинальными держателями, действующими в интересах Струкова.
Как пишет «Интерфакс» со ссылкой на свой источник, в прокуратуре считают, что за 24 года, что Струков был депутатом Законодательного собрания Челябинской области, он «приобрел безграничное влияние на административно-властные структуры региона и сегодня выступает фактическим руководителем законодательного органа».
Днём ранее в ЮГК прошли обыски: в офис компании пришли сотрудники ФСБ и Следственного комитета. Следственные действия, как сообщалось, были связаны с нарушениями правил охраны окружающей среды, промышленной безопасности и эксплуатации промышленных объектов на земельных участках ЮГК в Челябинской области. Акции ЮГК, которые торгуются на Мосбирже с 2023 года, за два дня обвалились на 23%.
Константин Струков входит в сотню богатейших людей России, он вместе с семьёй занимает 78-е место рейтинга Forbes «146 миллиардеров России». Его состояние оценивается в $1,9 млрд. Струков начинал как обычный старатель на прииске в Казахстане, затем перебрался в Челябинскую область, купил затопленную шахту, восстановил её работу и начал заниматься золотодобычей. «Южуралзолотом» Струков владеет с 1997 года, а само предприятие было основано в 1976 году; в 1993-м было приватизировано, и к 1997-му подошло к грани банкротства и остановило добычу.
Под контролем Струкова компания доросла до статуса одного из крупнейших золотодобытчиков в России, в ноябре 2023 года с пятой попытки вышла на IPO на Мосбирже и привлекла 7 млрд рублей. В свободное обращение попало около 6% акций компании. Сейчас фри-флоат составляет 10,1% после того, как в конце июня было проведено SPO.
Кроме бизнеса, Струков активно занимался политикой: он — член партии «Единая Россия», с 2000 года был депутатом регионального Заксобрания, а в последние годы — его вице-спикером. Челябинские СМИ называют Струкова «золотым королём».
Помимо того, что Струков владеет и выступает генеральным директором ЮГК, он с 2020 года был ещё и крупнейшим акционером другой золотодобывающей компании — Petropavlovsk. Струков с семьёй выкупил пакет акций основателя Petropavlovsk Романа Троценко и стал бенефициаром 29,19% компании.
В 2024 году структура банка «ААА Управление Капиталом» выкупила 22% «Южуралзолота». «Вхождение в капитал ЮГК инвестора в лице одной из крупнейших инвестиционных компаний подтверждает привлекательность инвестиционной истории ЮГК. Прекращение обязательств, по которым ЮГК выступает поручителем, наряду с поэтапным уменьшением задолженности самой ЮГК существенно укрепят кредитный профиль компании», — говорил тогда Струков.
По итогам 2024 года чистый долг ЮГК составил 76,3 млрд рублей — это на 21% больше, чем годом ранее, следует из годовой отчётности золотодобытчика.
В Челябинске к этому моменту уже вовсю обсуждали проблемы ЮГК. Дело в том, что в 2024 году Ростехнадзор останавливал на 90 дней работы на четырёх карьерах в Челябинской области из-за грубых нарушений ведения горных работ. Тогда же появились слухи о том, что ЮГК может стать следующим кандидатом на национализацию в регионе.
Как сообщил Forbes источник на рынке, пожелавший остаться неназванным, конфликт вокруг ЮГК, вероятно, связан с корпоративными разногласиями между акционерами.
Другой источник на рынке сказал Forbes также на условиях анонимности, что, по его мнению, предпринятые Генпрокуратурой действия связаны с желанием Газпромбанка «навести порядок в акционерном капитале». По его словам, вряд ли речь идёт о несправедливой приватизации «Южуралзолота» в 1997 году. Струков, видимо, не смог договориться с Газпромбанком о реструктуризации кредита, а банку нужен «контроль, порядок и гарантии по кредитному активу».
Управляющая компания ООО «УК ЮГК», которую хочет обратить в госсобственность прокуратура, выполняет функции единоличного исполнительного органа золотодобытчика, то есть выполняет обязанности генерального директора, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв. УК играет ключевую роль в управлении холдингом — принимает стратегические решения, владеет активами, лицензиями, координирует дочерние структуры, говорит глава аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев. «Если иск будет удовлетворён, это означает национализацию», — заключает он.
С ним согласен партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Он говорит, что, судя по всему, речь идёт о ставшей уже обычной практике фактической национализации активов.
Акции ЮГК на организованных торгах купили около 220 000 инвесторов-физлиц, говорит юрист адвокатского бюро NSP Александра Игнатьева. При этом она подчёркивает, что пока разбирательство нацелено исключительно на мажоритарного акционера и миноритариев будто бы не касается.
У ЮГК есть два выпуска облигаций на 10 млрд рублей с погашением в октябре 2025 года и на $200 млн в рублях с погашением в 2027 году. Всего облигационный долг компании — 25,7 млрд рублей.
Вероятный передел собственности в ЮГК не стал шоком для рынка, тем более что подобный сценарий обсуждался финансистами сразу после сообщений об обысках, сказал Forbes инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
Как показывает недавний пример с аэропортом «Домодедово», смена собственника может никак не повлиять на операционную деятельность компании и выплаты по её облигациям, отмечает Суверов. Поэтому реакция долгового рынка на новость была относительно сдержанной.
При этом есть риск, что по облигациям всё же может произойти технический дефолт. Такое возможно, если рудники перейдут государству, а долги останутся у компании, говорит управляющий партнёр АБ «ЭЛКО профи» Елена Козина.
В целом переход компании под государство может означать снижение качества корпоративного управления, говорит ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов.
В то же время не исключено, что государство передаст кому-то изъятые доли или найдёт профильного инвестора, говорит Калачёв из «Финама». Если смотреть на бизнес в чистом виде, он всё равно достаточно привлекателен: у компании большие разведанные запасы, пройден пик инвестиционного цикла и до недавнего времени имелись шансы значительно нарастить добычу.
Комментарий эксперта Кеплер