Новость
08.07.2025
Рынок грузовиков пытается нащупать дно
Спрос на грузовики в России продолжает критически падать, но доля российских производителей на рынке растёт. Участники рынка надеются на стабилизацию ситуации.

«Это не просто охлаждение рынка, это коллапс» — так глава КамАЗа Сергей Когогин в своём недавнем публичном выступлении охарактеризовал ситуацию в сегменте грузовых автомобилей. Действительно, спрос на грузовики в РФ продолжает критически падать. По данным аналитического агентства «Автостат», в мае продажи тяжёлых грузовиков (HCV, массой свыше 16 тонн) рухнули на 65%, до 2,7 тыс. единиц. Реализация средних грузовых автомобилей (MCV, 3,5–16 тонн) упала на 53%, до 800 единиц. Всего же за пять месяцев текущего года продажи тяжёлых грузовиков в России сократились на 54% (до 19,1 тыс. единиц), средних — на 39% (до 5,2 тыс.). «Рынок летит в пропасть», — констатировал в своём телеграм-канале директор «Автостата» Сергей Целиков.
Текущая отрицательная динамика на рынке грузовиков во многом следствие взлёта в прошлом и позапрошлом годах: в 2023-м реализация грузовых машин в РФ не просто показала выдающийся рост, а достигла исторического максимума со времён СССР. По данным «Автостата», тогда в стране было продано 143 тыс. грузовиков — на 70% больше, чем в 2022 году. В 2024-м рынок съехал вниз на незначительные 4%, до 124 тыс., но с начала текущего года падение серьёзно усилилось.
Неожиданный тренд сжимающегося российского рынка грузовиков — сокращение присутствия китайских производителей. После ухода из РФ компаний из недружественных стран доля китайских брендов к середине прошлого года поднималась до 70–80% от всех продаж, но теперь уменьшается: по подсчётам «Автостата», в мае она не достигла и 50%.
Отечественные производители, прежде всего КамАЗ, признаются, что в позапрошлом и прошлом годах они не успевали за ростом спроса. С одной стороны, по ним больно ударили санкции — пришлось тратить время и ресурсы на импортозамещение ключевых компонентов, поставки которых из недружественных стран в одночасье прекратились. С другой — после начала СВО повысился спрос на отечественную грузовую технику со стороны военных. Но постепенно российские машины выруливают на стабильное рыночное движение.
По сравнению с прошлым годом продажи Shacman уменьшились в шесть раз. Ударом для этого бренда стали меры российского регулятора: в начале года много шума на рынке наделало решение Росстандарта о приостановке действия одобрения типа транспортного средства (ОТТС) в отношении самосвала Shacman SX3258. Такие меры были приняты после жалоб некоторых пользователей на то, что ряд характеристик автомобиля не соответствует существующим требованиям безопасности.
Помимо административного воздействия на конкурентов, российские власти развивают программы поддержки продаж отечественных грузовых автомобилей. В частности, в конце апреля этого года была обновлена программа льготного лизинга и субсидий при покупке тягачей и других выпущенных в РФ грузовых машин, согласно которой можно получить скидку в 10–20%. Одновременно регулятор взял устойчивый курс на стимулирование выпуска автомобилей внутри страны: в октябре 2024 года в очередной раз был поднят утилизационный сбор на импортируемые грузовики.
Даже с учётом роста доли рынка российские производители обеспокоены продолжающимся снижением спроса на грузовые автомобили. Выступая на Петербургском экономическом форуме, руководство КамАЗа призналось, что текущая ситуация заставила предприятие заморозить ряд инвестиционных проектов.
Не отставать от камского автозавода пытаются и другие российские производители грузовиков. Например, «Урал» на выставке COMvex представил модернизированное шасси (имеет индекс Урал-43206-67 и является заменой шасси Урал NEXT 4×4). Оно оснащено новым двигателем ЯМЗ-535 и отличается увеличенной грузоподъёмностью при меньших габаритных размерах.
Подмосковный завод «Тонар», специализирующийся в первую очередь на выпуске прицепов, тоже объявил о запуске производства самосвалов повышенной грузоподъёмности. Недавно компания представила модель с высокой степенью локализации «Тонар-7504» — жёсткорамный карьерный самосвал грузоподъёмностью 55 тонн с колёсной формулой 6×4, предназначенный для работы на угольных разрезах, стройках, в карьерах.
Продажи грузовиков тормозят дорогие кредиты, спад в строительстве и логистике. Но есть надежда, что в ближайшие месяцы рынок грузовиков притормозит падение и по итогам текущего года он сократится не наполовину, а хотя бы на 30–40%.
Наладить производство грузовиков пытаются и небольшие предприятия. Например, «ИнтехКранСервис» из Татарстана привёз на выставку COMvex машины собственной сборки, созданные на базе китайских FAW. А компания «Велес» начинает собирать в Челябинской и Ульяновской областях грузовики из комплектующих от разных китайских фирм под новым брендом Uraman.
Участники рынка и аналитики надеются, что во втором полугодии падение в грузовом сегменте притормозит, и прогнозируют, что по итогам текущего года продажи упадут на 30–40% — до 70–80 тыс. единиц.
Комментарий эксперта Кеплер