Новость
11.07.2025
Грузовики остаются основной категорией изъятой техники – их доля во II квартале выросла до 62,8%
По итогам II квартала 2025 года объём изъятой лизинговой техники в России увеличился на 34,5% в количественном выражении по сравнению с предыдущим кварталом. Лидером по количеству изъятых машин стал китайский Shacman.

По итогам II квартала 2025 года объём изъятой лизинговой техники в России увеличился на 34,5% в количественном выражении по сравнению с предыдущим кварталом — до 30,5 тыс. единиц. В денежном выражении рост составил 32,5%, достигнув 109,8 млрд руб. Такие данные приводятся в аналитическом отчёте сервиса «Без торга», основанном на информации от лизинговых компаний, охватывающих более 80% рынка. В исследовании учитывалось только имущество, оценённое для целей реализации.
Лидером по количеству изъятых машин за первое полугодие 2025 года стал китайский Shacman — 4 914 единиц. За ним следуют «Камаз» (4 461 ед.) и FAW (3 649 ед.). При этом все три марки зафиксировали снижение средней стоимости единицы техники: Shacman подешевел на 8,9% — до 4,01 млн руб., «Камаз» — на 2,9% (3,4 млн руб.), FAW — на 7,7% (3,6 млн руб.).
«Shacman — самый крупный „стокмейкер“ в штуках. Его объём изъятой техники растёт, а средняя цена падает, потому что марка активно представлена в сегменте самосвалов, которые доминируют на рынке стока. Кроме того, именно самосвалы показали наибольший рост изъятий с начала 2025 года», — пояснил руководитель Института развития транспорта Вадим Зейферт в своём telegram-канале.
Грузовики остаются основной категорией изъятой техники — их доля во II квартале выросла до 62,8% (+3,4 п.п. за квартал). Доля лёгких коммерческих автомобилей (LCV) также увеличилась — до 6,6% (+1,7 п.п.). Среди грузовой техники наиболее заметный рост продемонстрировали седельные тягачи (5 558 ед., +49,2%) и прицепы с полуприцепами (5 521 ед., +50,4%).
«Объём консолидации российского лизингового рынка растёт, и большая часть портфеля сосредоточена у топ-10 игроков, включая государственные компании», — отметил руководитель подкомитета Объединённой лизинговой ассоциации Александр Николаенко. По его словам, стандартная практика предполагает изъятие техники после двух пропущенных платежей с последующей продажей на рынке.
Эксперт подчеркнул, что лизинговые компании оказываются перед выбором: либо изымать технику, либо искать компромиссы с клиентами, чтобы сохранить платежи. «Продажа изъятой техники — не их профильный бизнес. Продавать технику они не умеют и ранее не специализировались на этом. Это головная боль, которая сейчас стала ключевым фактором затоваривания складов у лизинговых компаний», — заключил Николаенко.
Напомним, рынок грузовиков с пробегом по итогам I полугодия 2025 года сократился всего на 5% до 137 877 ед. Тогда как продажи новых машин рухнули значительно сильнее: на 52% — до 29 144 ед. Причина — финансовая логика перевозчиков: при отсутствии доступного кредитования компании приобретают бывшие в лизинге 2–3-летние автомобили по вдвое меньшей цене.
Комментарий эксперта Кеплер