Новость
12.07.2025
Дольше всех платят компании с оборотом свыше 500 млн рублей в год
В 2025 году средний срок оплаты услуг грузоперевозок увеличился до 30 банковских дней. Задержки платежей стали массовыми, а перевозчики вынуждены привлекать дорогие кредиты.

В 2025 году средний срок оплаты услуг грузоперевозок увеличился до 30 банковских дней – в три раза больше, чем годом ранее. Такие данные приводят в совместном обзоре ассоциация «АвтоГрузЭкс», «ПЭК», «ГЛТ», «Байкал-Сервис», «Никотранс» и «ГПР-Логистика». Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов уточняет: задержки платежей стали массовыми, а перевозчики вынуждены привлекать дорогие кредиты, чтобы избежать кассовых разрывов.
Почти 98% договоров в отрасли традиционно заключаются по предоплате, но крупные клиенты – производители и ритейлеры – всё чаще требуют отсрочки. Гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев подтверждает: поставщики торговых сетей и маркетплейсов используют отсрочку, чтобы соблюдать сроки доставки и минимизировать расхождения при сверке товаров. В «Байкал-Сервис ТК» отмечают, что дольше всех платят компании с оборотом свыше 500 млн рублей в год – их расходная нагрузка выше, а обязательства перед контрагентами жёстче.
Ситуацию усугубляет затяжной документооборот. Стандартный процесс обмена бумажными транспортными накладными занимает 7–10 дней, а при необходимости исправлений растягивается на месяц. Участники рынка рассчитывают, что проблему решит переход на электронные накладные с 1 января 2026 года – соответствующие поправки в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» уже подписаны президентом.
Тем временем перевозчики пытаются сократить сроки платежей до 5–15 дней, но сталкиваются с сопротивлением клиентов. Директор «Никотранс» Дмитрий Шляхов сообщает: только за первый квартал компания подготовила больше претензий по просрочкам, чем за весь 2024 год. Чтобы снизить риски, логисты пересматривают клиентские портфели, делая ставку на долгосрочные контракты с фиксированным графиком оплаты.
Высокие ставки по кредитам – ещё один вызов для отрасли. По данным «ГЛТ», займы сейчас обходятся в 24–25% годовых, а ежемесячная банковская комиссия достигает 2,5–3% против 1,5–2% в 2024-м. При этом тарифы на перевозки продолжают снижаться: индекс ATI.su за год упал на 6,5%, опустившись до 1581 пункта. Банки ужесточили требования, требуя в залог не только активы компаний, но и личное имущество собственников.
Альтернативой кредитам становится факторинг, но он доступен не всем. Руководитель «ГПР-Логистика» Николай Кочнев поясняет: продажа дебиторской задолженности возможна только для перевозчиков с безупречной кредитной историей. Остальные вынуждены демпинговать или распродавать технику – иногда за треть от первоначальной стоимости.
Оборачиваемость денежных средств в отрасли уже выросла вдвое – до 40 дней. Вадим Филатов предупреждает: если тенденция сохранится, III квартал 2025 года может принести новую волну задержек зарплат, дефолтов по лизингу и банкротств.
Напомним, в июне 2025 года индекс деловой активности в сфере грузового автотранспорта составил 51,8 пункта, что на 5,2 пункта ниже майского показателя (57 пунктов). Несмотря на снижение, значение индекса сохраняется в положительной зоне, отмечается в ежемесячном аналитическом отчёте КАМАЗ «Индекс грузовиков».
Комментарий эксперта Кеплер