Новость

Новость

Новости / По оценкам ГК «Дело», общее снижение контейнерного рынка с учётом перевалки в портах составило 5–7%
logistic.press

14.07.2025

По оценкам ГК «Дело», общее снижение контейнерного рынка с учётом перевалки в портах составило 5–7%

В первом полугодии 2025 года перевозки гружёных и порожних контейнеров по сети российских железных дорог снизились на 2,9%.

В первом полугодии 2025 года перевозки гружёных и порожних контейнеров по сети российских железных дорог составили 3,78 млн TEU, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщило ОАО РЖД. Объём гружёных контейнеров снизился на 5,1%, до 2,7 млн TEU, а перевозки во внутреннем сообщении упали на 3,2%, до 1,5 млн TEU. По оценкам ГК «Дело», общее снижение контейнерного рынка с учётом перевалки в портах составило 5–7%. Отрицательная динамика частично компенсировалась ростом экспорта, но внутренние перевозки и импорт продолжили сокращаться, особенно транзитные.

С 2016 года контейнерные перевозки демонстрировали устойчивый рост — в среднем более 10% в год, за исключением 2022 года (0,3%) и 2024 года (5,9%). Однако в этом году ситуация изменилась. «По итогам шести месяцев мы видим падение объёмов как генерального груза, угля, так и других ключевых сегментов, — говорит исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков. — По контейнерным перевозкам динамика не настолько драматичная, но сегодня мы работаем в условиях обострившейся конкуренции за груз, на что повлиял и сократившийся оборот вагонов». Он отметил, что первые полгода прошли в условиях непрогнозируемости грузопотоков, и ситуация пока не стабилизировалась: «Если коротко, то груз есть, а цены нет».

В ГК «Дело» связывают снижение спроса с ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ. «Высокие ставки по депозитам способствовали переходу потребительского спроса на сберегающую модель и его сокращению в целом, — поясняют в компании. — Это отразилось на грузовой базе, привело к её дефициту на фоне затоваривания складов. В частности, наблюдаем избыточные запасы автомобилей и ряда потребительских товаров».

Несмотря на общее снижение, некоторые категории грузов показали рост. По данным РЖД, перевозки лесных грузов увеличились на 2,6%, бумаги — на 5,9%, чёрных металлов — на 1,7%. Наибольший рост продемонстрировали цветные металлы — на 31%. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук объясняет это тарифными преференциями: перевозка металлов в контейнерах дешевле, чем в грузовых вагонах, объёмы перевозок которых упали на 17,2%. «В результате ОАО РЖД и операторы вагонов теряют выручку, а операторы контейнеров и платформ — увеличивают», — говорит он. Рост перевозок лесных грузов и бумаги Савчук связывает с усилением административного давления на грузоотправителей после совещания у президента и прогнозирует положительную динамику по итогам года.

Наибольшее падение зафиксировано в перевозках автомобилей и комплектующих (-39,6%) и строительных грузов (-32,7%). Также сократились поставки машин, станков и двигателей (-12,9%), химических и минеральных удобрений (-5,6%). По мнению Савчука, резкое снижение перевозок автомобилей и промышленного оборудования связано с сохранением высокой ключевой ставки ЦБ. «Без её существенного сокращения объём перевозок этих грузов по году снизится более чем на 20%», — прогнозирует он. Снижение спроса на строительные материалы он объясняет ограничениями в приёме грузов железной дорогой, переходом на автотранспорт и общим падением производства.

В РЖД основную причину снижения контейнерных перевозок видят в сокращении импорта. «Перевозки импортных контейнеров из Китая сократились на 15,7%, до 677 тыс. TEU, после рекордных показателей годом ранее, — поясняют в компании. — Уменьшение отмечается как через порты, так и через погранпереходы, в том числе через Казахстан. Основная причина — в уменьшении спроса на импортные товары из-за переполненности складов в России». В компании подчёркивают, что технологические возможности железной дороги не ограничивают грузопотоки. В ГК «Дело» уточняют, что наибольшее падение пришлось на железнодорожные перевозки (-7–9%) и перевалку гружёных контейнеров на Дальнем Востоке (-11%).

Несмотря на негативную динамику, участники рынка ожидают восстановления к концу года. «Контейнерный рынок, надеемся, отыграет в плюс, — говорит Сергей Авсейков. — Про рост объёмов пока говорить не приходится, ждём возвращения к прежним параметрам». В ГК «Дело» также прогнозируют улучшение ситуации: «Дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ во втором полугодии будет способствовать оживлению спроса. Мы ожидаем ускоренный рост экспортных перевозок и возвращение объёмов импорта на уровень 2024 года».

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!