Новость
16.07.2025
Мишустин поддержал стратегию Ространснадзора по профилактике нарушений
Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул важность риск-ориентированного подхода в транспортной сфере, который позволяет заранее предупреждать бизнес о возможных рисках.

Премьер-министр Михаил Мишустин заявил о необходимости активнее стимулировать бизнес к соблюдению технических и технологических требований в транспортной сфере. Во время встречи с главой Ространснадзора Виктором Гулиным он подчеркнул, что контрольно-надзорная работа должна смещаться в сторону профилактики и самостоятельного выполнения компаниями всех предписаний. «Это и есть риск-ориентированный подход, когда служба не просто проверяет, а заранее предупреждает бизнес о возможных рисках», – пояснил Мишустин.
Гулин, в свою очередь, доложил, что ведомство уже активно использует индикаторы риска – параметры, которые не являются нарушениями сами по себе, но сигнализируют о потенциальных проблемах. «Работа с такими индикаторами позволяет мониторить ситуацию без прямого вмешательства в деятельность компаний, а значит, не создавать избыточной нагрузки», – отметил он. По словам главы Ространснадзора, за пять месяцев 2025 года служба провела 115 внеплановых проверок на основе срабатывания этих индикаторов – почти вдвое больше, чем за тот же период годом ранее.
Всего с января по май ведомство организовало свыше 450 тыс. профилактических мероприятий, включая 50 тыс. предостережений, 2 тыс. профилактических визитов и 84 самообследования. Кроме того, Ространснадзор применил 12 мер поощрения добросовестных компаний и провёл 66 публичных слушаний. Гулин уверен, что такой подход помогает поддерживать безопасность на транспорте без излишнего административного давления.
Мишустин поддержал эту стратегию, отметив, что бизнес заинтересован в своевременном получении информации о рисках. «Это снижает страховые издержки и позволяет оперативно исправлять недочёты», – добавил премьер. Он также призвал активнее развивать обратную связь с предприятиями, поскольку их вовлечённость в процесс контроля способствует улучшению делового климата.
Ространснадзор уже разработал 41 индикатор риска для всех видов транспорта, и, судя по динамике проверок, система продолжает масштабироваться.
Напомним, в 2025 году основной формой таможенного контроля теперь является проверка документов, а не полноценная камеральная проверка. Ключевое отличие между ними заключается в том, что камеральная проверка предоставляет бизнесу больше возможностей для обжалования решений, тогда как документарная проверка проводится в ускоренном порядке и носит более жёсткий характер.
Комментарий эксперта Кеплер