Новость

Новость

Новости / Счётная палата выявила проблемы в работе автоматических пунктов весогабаритного контроля
logirus.ru

17.07.2025

Счётная палата выявила проблемы в работе автоматических пунктов весогабаритного контроля

Почти половина установленных в России автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВК) не работает, что привело к недополучению бюджетных средств. Счётная палата предложила меры по улучшению ситуации.

Счётная палата провела аудит системы автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВК), развёрнутой в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Результаты оказались неутешительными: почти половина установленных комплексов простаивает.

С 2019 по 2024 год в России разместили 579 АПВК, но 254 из них на момент проверки не работали и не фиксировали нарушения, выявила проверка Счётной палаты. Основные причины — поломки оборудования и дефекты дорожного покрытия в зоне контроля. По оценкам аудиторов, из-за этого бюджетная система недополучила около 26 млрд рублей, из которых 4,5 млрд приходятся на федеральные пункты, а 21,5 млрд — на региональные.

Места для установки АПВК в большинстве случаев выбрали правильно, но в некоторых регионах перевозчики нашли обходные пути, позволяющие избегать контроля, отметили в Счётной палате. Кроме того, выявили системные проблемы в администрировании штрафов и нормативном регулировании. С 2023 года дела о нарушениях ведёт Ространснадзор, но регионы не получают полных данных о количестве вынесенных постановлений, отклонённых актах измерений и причинах отказов. Это мешает планировать развитие системы весогабаритного контроля.

Одна из ключевых проблем — уклонение перевозчиков от прохождения проверки. Вторая — срок давности привлечения к ответственности за нарушения. Сейчас он составляет два месяца, но на практике этого времени не хватает, чтобы обработать все случаи. В 2024 году из-за истечения срока давности Ространснадзор не смог вынести более тысячи постановлений на сумму 332,6 млн рублей.

Для исправления ситуации Счётная палата предложила увеличить срок давности и законодательно обязать водителей обеспечивать чёткую фиксацию госномеров. Ространснадзору рекомендовали ежеквартально информировать регионы о результатах контроля, а Росавтодору и субъектам РФ — привести АПВК в рабочее состояние.

Напомним, законопроект, внесённый в Госдуму 3 июля 2025 года, закладывает правовые основы для работы федеральной государственной информационной системы автоматизированного весогабаритного контроля (АСВГК). Эта система должна охватить дороги всех уровней и обеспечить сбор данных с пунктов контроля, их передачу в надзорные органы, а также информирование перевозчиков о результатах замеров.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!