Новость
05.08.2025
Модернизация пунктов пропуска на границе: планы и ключевые изменения
Глава Федеральной таможенной службы Виталий Пикалев обозначил проблемы и пути модернизации пунктов пропуска на границе, включая сокращение времени прохождения границы до 10 минут.

Глава Федеральной таможенной службы Виталий Пикалев в интервью «РБК» обозначил ключевые проблемы и пути модернизации пунктов пропуска на границе. Сейчас транспортное средство проводит в зоне контроля в среднем 56 минут даже в «комфортных условиях и безрисковых ситуациях». При этом таможенникам приходится работать с 12 различными программными системами. «Это нас не устраивает. Президент поставил задачу сократить время прохождения границы до 10 минут», – подчеркнул Пикалев.
Для достижения этого показателя ФТС планирует три ключевых изменения: привести инфраструктуру пунктов пропуска в соответствие с перспективными моделями, объединить все госорганы в единой информационной системе и максимально автоматизировать процессы. Однако, как отметил глава ведомства, для эффективной работы таможня должна заранее получать от бизнеса полные данные, проводить предварительный анализ и применять систему управления рисками (СУР).
Сейчас участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) распределены по трем категориям риска. В третьем квартале 2025 года низкий уровень риска (контроль после выпуска товара) присвоен 12 200 компаниям, которые обеспечивают 70,9% товаропотока и 73,3% таможенных платежей. Средний уровень (документальный контроль) охватывает почти 98 тыс. организаций, а высокий (документальный и фактический контроль) – чуть более 7 тыс.
Особое внимание ФТС уделяет уполномоченным экономическим операторам (УЭО) – наиболее надежным участникам ВЭД. Однако, по словам Пикалева, граница между ними и компаниями с низким уровнем риска размыта. «Мы обсуждаем дополнительные преференции для УЭО, чтобы стимулировать бизнес к получению этого статуса», – заявил он. При этом глава ФТС отметил, что даже среди доверенных операторов встречаются нарушения: «К сожалению, иногда мы видим некорректное поведение. Редко, но это есть».
Ключевым элементом реформы должна стать интегрированная система пропуска, объединяющая все контрольные процедуры. Ее пилотная версия тестируется в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр (Дагестан). «До конца года испытания завершатся, и мы внедрим систему во всех готовых пунктах», – пообещал Пикалев.
Технологическую основу ускоренного контроля составят портальные инспекционно-досмотровые комплексы, позволяющие проверять грузы без остановки транспорта. Два таких решения – от «Скантроник Системс» (Ростех) и «Диагностика-М» – проходят испытания в Тагиркент-Казмаляре и Забайкальске. «Их использование вместе с ИИ-анализом грузов поможет достичь 10-минутного норматива», – уверен Пикалев. В 2026 году «Росгранстрой» оснастит аналогичными комплексами четыре дальневосточных пункта пропуска. Пока же большинство КПП используют мобильные или стационарные досмотровые системы, требующие остановки транспорта.
Глава ФТС также допустил полную автоматизацию пропускного режима в будущем за счет искусственного интеллекта. «Когда машина пересекает границу, мы должны сразу определить ее маршрут: «зеленый коридор» для безостановочного проезда или «красный» для детальной проверки», – резюмировал Пикалев.
Напомним, принятый в июле 2025 года Госдумой закон ужесточает процедуру пересечения границы для грузового транспорта, полностью переведя ее в цифровой формат. Все заявки предлагается подавать только через личный кабинет в ГИС электронных перевозочных документов, портал ГосУслуг (для российских перевозчиков) или специальные терминалы в зонах ожидания у границы. Бумажные заявки при этом будут исключены.
Комментарий эксперта Кеплер