Новость
07.08.2025
Сокращение финансовой ёмкости рынка новых коммерческих автомобилей в России
По данным исследования Газпромбанк Автолизинга и агентства «АВТОСТАТ», финансовая ёмкость рынка новых коммерческих автомобилей в России продолжает сокращаться. Отмечается смена технологических лидеров и изменение структуры рынка.

Финансовая ёмкость рынка новых коммерческих автомобилей в России продолжает сокращаться третий квартал подряд. По данным совместного исследования Газпромбанк Автолизинга и агентства «АВТОСТАТ», во втором квартале 2025 года объём рынка составил 180,8 млрд рублей — на 17% меньше, чем в первом квартале, и в 2,1 раза ниже показателя годичной давности.
Структура рынка демонстрирует смену технологических лидеров. Если год назад китайские производители доминировали с долей 63% в денежном выражении, то сейчас их показатель сократился до 48% (54,9 млрд рублей). Отечественные бренды, напротив, увеличили присутствие с 25% до 42% (48,2 млрд рублей). В количественном выражении российские производители впервые обошли китайских конкурентов — 5 444 против 5 258 проданных грузовиков.
КАМАЗ укрепляет лидерские позиции, занимая 31% финансовой ёмкости рынка против 18% годом ранее. Объём продаж бренда достиг 3 799 единиц, а его флагманская модель 43118 вошла в тройку лидеров по объёму реализации (1 043 шт.). Китайский SITRAK, сохранив второе место в денежном рейтинге (12,6 млрд рублей), тем не менее снизил долю с 14% до 11%.
Сергей Удалов из «АВТОСТАТ» связывает текущую динамику с последствиями рекордного 2023 года: «Массовый ввоз тягачей и самосвалов после ухода международных брендов создал искусственный пик спроса. Естественное сокращение рынка после насыщения продолжается уже полтора года».
Особенно заметно падение в сегменте седельных тягачей — их доля в финансовой ёмкости сократилась с 41% до 23% (26,6 млрд рублей). При этом автокраны и подъёмники демонстрируют рост — с 6% до 12% (14,3 млрд рублей). Николай Фомин из Газпромбанк Автолизинга отмечает комплекс факторов снижения: «Рост цен на технику и запчасти, удорожание лизинга, стагнация грузоёмких отраслей и ограниченность предложения российских производителей в ключевых сегментах создают эффект мультипликатора».
Рынок лёгкой коммерческой техники сохранил значительную долю — 36% от общего объёма (65,9 млрд рублей) при реализации 20,3 тыс. единиц. Точные квартальные колебания в этом сегменте исследование не раскрывает.
Напомним, стоимость новых китайских тягачей в России за первое полугодие 2025 года снизилась на 14% — до 8,38 млн руб. за седельный тягач грузоподъёмностью 12–20 тонн. Основными причинами снижения цен стали удешевление логистики из Китая на 42,9% и сокращение наценок китайских дистрибьюторов в 2,5 раза — до 400 тыс. руб. за единицу техники.
Комментарий эксперта Кеплер