Новость
12.08.2025
ГТЛК планирует создать собственного страхового брокера
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) готовится выйти на страховой рынок, планируя создать собственного страхового брокера. Это будет самостоятельное юридическое лицо с соответствующей лицензией.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) готовится к выходу на страховой рынок, планируя создать собственного страхового брокера. По данным источников «Коммерсанта» в страховой отрасли, это будет самостоятельное юридическое лицо с соответствующей лицензией, что станет прецедентом для лизинговых компаний, не аффилированных с банковскими или страховыми группами. На первом этапе новый брокер будет обслуживать исключительно активы самой ГТЛК, однако в перспективе возможно расширение деятельности на коммерческий рынок.
Эксперты отмечают, что такой шаг позволит компании не только получать дополнительный доход за счёт комиссионных, размер которых на страховом рынке может достигать 50% от суммы договора, но и минимизировать регуляторные риски. При этом другие участники лизингового рынка пока не проявляют аналогичной инициативы, предпочитая традиционные схемы сотрудничества со страховщиками.
В ГТЛК подтвердили планы по созданию собственного страхового брокера, объяснив, что это закономерный этап развития для столь крупного лизингового бизнеса с активами в 1,4 трлн руб. В компании пояснили, что на начальном этапе брокер будет обслуживать исключительно их активы, но в перспективе рассматривается выход на коммерческий рынок с предложением услуг сторонним клиентам. Там также отметили, что благодаря эффекту масштаба смогут предложить транспортным компаниям более выгодные условия страхования, напомнив при этом, что имущество, переданное в лизинг, подлежит обязательному страхованию на весь срок действия договора.
Однако другие участники лизингового рынка не проявляют аналогичной инициативы. В одной из крупных лизинговых компаний заявили, что не рассматривают возможность создания собственного страхового брокера, поскольку и так получают комиссионный доход через сотрудничество со страховщиками. Представитель другой ЛК, входящей в банковскую группу, подчеркнул, что их компания работает со всеми аккредитованными страховыми организациями, обеспечивая клиентов полным спектром страховых услуг — от обязательных до добровольных видов страхования.
Партнёр юридической группы Б1 Татьяна Самсонова отметила, что лизинговые компании традиционно сотрудничают со страховщиками через агентские соглашения, предусматривающие исключительно получение комиссионных за продажу страховых продуктов. Партнёр группы компаний SL Group Владимир Новак добавил, что в его практике не встречались случаи наличия у лизинговых компаний собственных брокерских структур, при этом подчеркнул, что брокерская лицензия предоставляет возможность получать либо комиссионные от страховщиков, либо плату за услуги непосредственно от клиентов.
Эксперты поясняют, что создание ГТЛК отдельного юридического лица с брокерской лицензией поможет компании избежать ряда регуляторных ограничений. Управляющий партнёр юридической компании «Шаги» Андрей Шарков объяснил, что государственные корпорации вправе заниматься предпринимательской деятельностью только в пределах, способствующих достижению их уставных целей. Для ГТЛК, как государственной лизинговой компании, основными задачами являются развитие транспортной отрасли и поддержка отечественного машиностроения, поэтому выделение страхового посредничества в отдельную структуру представляется обоснованным решением.
Напомним, государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) переходит под управление ВЭБ.РФ. Это решение получило одобрение президента Владимира Путина. Ранее акции крупнейшего лизингового оператора принадлежали Минтрансу и Минфину, теперь же всё акционерное участие перейдёт под контроль ВЭБа.
Комментарий эксперта Кеплер