Новость
13.08.2025
Минтранс России рассматривает возможность закрепления договоров типа «вези или плати»
Минтранс России планирует законодательно закрепить договоры типа «вези или плати» между грузоотправителями и РЖД. Это позволит повысить эффективность планирования и оптимизировать загрузку железнодорожной инфраструктуры.

Минтранс России рассматривает возможность законодательного закрепления долгосрочных договоров типа «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД. Как стало известно РБК, 14 августа в ведомстве состоится рабочее совещание, на котором будет обсуждаться целесообразность внесения изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта».
Согласно проекту изменений, такие договоры будут заключаться сроком не менее одного года. В соглашениях будет фиксироваться определённый объём грузов, который отправитель обязан предъявить к перевозке и оплатить, даже если фактически отправит меньшее количество. Исключения составят случаи, когда невыполнение обязательств вызвано виной перевозчика или форс-мажорными обстоятельствами.
На особо загруженных участках железнодорожной сети правительство получит право определять перечень грузов, к которым будет применяться данный принцип. Проект также предусматривает ответственность перевозчика — в случае непринятия согласованного объёма груза РЖД будет обязана выплатить неустойку в размере полной стоимости перевозки заявленного количества груза.
В пояснительной записке к законопроекту подчёркивается, что внедрение механизма «вези или плати» направлено на повышение эффективности планирования производственной деятельности и оптимизацию загрузки железнодорожной инфраструктуры.
Дискуссии о внедрении принципа «вези или плати» на железнодорожном транспорте ведутся уже несколько лет. Впервые РЖД предложили эту схему ещё в 2016 году, однако грузоотправители выступили против, опасаясь, что перевозчик получит неограниченное право регулировать доступ к инфраструктуре, что противоречит принципам публичности перевозок.
Инициатива «вези или плати» вызвала обеспокоенность среди производителей минеральных удобрений. В письме Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), направленном 12 августа в Минсельхоз, отмечается, что введение такой схемы в условиях ограниченной пропускной способности железных дорог неизбежно создаст противоречия с действующими нормами о недискриминационном доступе к транспортной инфраструктуре.
В документе подчёркивается, что новая система может привести к ограничению доступа к железнодорожным мощностям для тех грузоотправителей, которые по каким-либо причинам не смогут перейти на долгосрочные контракты по принципу «вези или плати».
Комментарий эксперта Кеплер