Новость

Новость

Новости / Минтранс России рассматривает возможность закрепления договоров типа «вези или плати»
logirus.ru

13.08.2025

Минтранс России рассматривает возможность закрепления договоров типа «вези или плати»

Минтранс России планирует законодательно закрепить договоры типа «вези или плати» между грузоотправителями и РЖД. Это позволит повысить эффективность планирования и оптимизировать загрузку железнодорожной инфраструктуры.

Минтранс России рассматривает возможность законодательного закрепления долгосрочных договоров типа «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД. Как стало известно РБК, 14 августа в ведомстве состоится рабочее совещание, на котором будет обсуждаться целесообразность внесения изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта».

Согласно проекту изменений, такие договоры будут заключаться сроком не менее одного года. В соглашениях будет фиксироваться определённый объём грузов, который отправитель обязан предъявить к перевозке и оплатить, даже если фактически отправит меньшее количество. Исключения составят случаи, когда невыполнение обязательств вызвано виной перевозчика или форс-мажорными обстоятельствами.

На особо загруженных участках железнодорожной сети правительство получит право определять перечень грузов, к которым будет применяться данный принцип. Проект также предусматривает ответственность перевозчика — в случае непринятия согласованного объёма груза РЖД будет обязана выплатить неустойку в размере полной стоимости перевозки заявленного количества груза.

В пояснительной записке к законопроекту подчёркивается, что внедрение механизма «вези или плати» направлено на повышение эффективности планирования производственной деятельности и оптимизацию загрузки железнодорожной инфраструктуры.

Дискуссии о внедрении принципа «вези или плати» на железнодорожном транспорте ведутся уже несколько лет. Впервые РЖД предложили эту схему ещё в 2016 году, однако грузоотправители выступили против, опасаясь, что перевозчик получит неограниченное право регулировать доступ к инфраструктуре, что противоречит принципам публичности перевозок.

Инициатива «вези или плати» вызвала обеспокоенность среди производителей минеральных удобрений. В письме Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), направленном 12 августа в Минсельхоз, отмечается, что введение такой схемы в условиях ограниченной пропускной способности железных дорог неизбежно создаст противоречия с действующими нормами о недискриминационном доступе к транспортной инфраструктуре.

В документе подчёркивается, что новая система может привести к ограничению доступа к железнодорожным мощностям для тех грузоотправителей, которые по каким-либо причинам не смогут перейти на долгосрочные контракты по принципу «вези или плати».

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!