Новость
13.08.2025
Договоры take-or-pay планируется заключать на срок не менее 1 года
Минтранс России рассматривает возможность законодательного закрепления долгосрочных договоров типа «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД.

Минтранс России рассматривает возможность законодательного закрепления долгосрочных договоров типа «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД. Как стало известно РБК, 14 августа в ведомстве состоится рабочее совещание, на котором будет обсуждаться целесообразность внесения изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта». В министерстве подтвердили, что ведётся работа над проектом документа с учётом необходимости соблюдения баланса интересов всех участников транспортного процесса.
Согласно проекту изменений, который имеется в распоряжении РБК, такие договоры будут заключаться сроком не менее одного года. В соглашениях будет фиксироваться определённый объём грузов, который отправитель обязан предъявить к перевозке и оплатить, даже если фактически отправит меньшее количество. Исключения составят случаи, когда невыполнение обязательств вызвано виной перевозчика или форс-мажорными обстоятельствами. На особо загруженных участках железнодорожной сети правительство получит право определять перечень грузов, к которым будет применяться данный принцип. Проект также предусматривает ответственность перевозчика — в случае непринятия согласованного объёма груза РЖД будет обязана выплатить неустойку в размере полной стоимости перевозки заявленного количества груза.
В пояснительной записке к законопроекту подчёркивается, что внедрение механизма «вези или плати» направлено на повышение эффективности планирования производственной деятельности и оптимизацию загрузки железнодорожной инфраструктуры. Данный подход позволит гарантировать стабильный вывоз продукции в согласованных объёмах по долгосрочным контрактам, обеспечит равномерное использование перевозочных мощностей (особенно на участках с ограниченной пропускной способностью) и своевременное выполнение грузовых перевозок, включая международные обязательства России.
Премьер-министр Михаил Мишустин 11 августа подписал план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 года, который включает разработку предложений по организации железнодорожных перевозок по принципу «вези или плати». Срок выполнения этой задачи установлен на сентябрь 2025 года. По результатам рассмотрения вопроса Минтранс, Минэкономразвития, ФАС и другие профильные ведомства совместно с РЖД должны представить в правительство комплексный доклад с выводами и рекомендациями.
Дискуссии о внедрении принципа «вези или плати» на железнодорожном транспорте ведутся уже несколько лет. Впервые РЖД предложили эту схему ещё в 2016 году, однако грузоотправители выступили против, опасаясь, что перевозчик получит неограниченное право регулировать доступ к инфраструктуре, что противоречит принципам публичности перевозок. В 2021 году вице-премьер Андрей Белоусов дал поручение апробировать данный механизм для угольных перевозок на Восточном полигоне, а вскоре президент Владимир Путин распорядился заключить долгосрочные контракты на вывоз угля в восточном направлении.
Хотя Минтранс подготовил соответствующий законопроект, планировавшийся к введению в 2025 году, в мае 2023 года правительство приняло решение его отозвать. Тем не менее на протяжении 2025 года РЖД продолжают настаивать на необходимости перехода к такой системе договоров. Особую актуальность этому вопросу придаёт ситуация с невыполнением Кемеровской областью согласованных объёмов угольных перевозок на экспорт в восточном направлении — с начала года отставание достигло 820 тысяч тонн.
Инициатива «вези или плати» вызвала обеспокоенность среди производителей минеральных удобрений. В письме Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), объединяющей ключевых игроков отрасли, включая «ФосАгро», «Еврохим» и «Акрон», направленном 12 августа в Минсельхоз, отмечается, что введение такой схемы в условиях ограниченной пропускной способности железных дорог неизбежно создаст противоречия с действующими нормами о недискриминационном доступе к транспортной инфраструктуре.
В документе подчёркивается, что новая система может привести к ограничению доступа к железнодорожным мощностям для тех грузоотправителей, которые по каким-либо причинам не смогут перейти на долгосрочные контракты по принципу «вези или плати». Аналогичные опасения высказал представитель металлургической отрасли в беседе с РБК, отметив, что повсеместное применение данного механизма фактически установит приоритетность перевозок по финансовому принципу — преимущество получат те, кто готов платить за гарантированные объёмы.
Комментарий эксперта Кеплер