Новость

Новость

Новости / Правительство РФ продлило эксперимент по беспилотным грузоперевозкам
logirus.ru

15.08.2025

Правительство РФ продлило эксперимент по беспилотным грузоперевозкам

Экспериментальный режим для беспилотных грузоперевозок в России продлён до 28 ноября 2028 года. Внесены изменения в регионы проведения, введены новые понятия и требования.

Правительство РФ продлило срок действия экспериментального режима для беспилотных грузоперевозок до 28 ноября 2028 года. Ранее эксперимент был рассчитан на 2024–2025 годы. Изменения закреплены в постановлении, с копией которого ознакомился «Логирус».

К первоначальному списку регионов, включающему Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, добавились Свердловская область, Пермский край, а также Республики Башкортостан, Татарстан и Чувашия.

Одно из ключевых нововведений — введение понятия «манёвр минимального риска». Это автоматизированная последовательность действий, которая позволяет беспилотнику безопасно остановиться в случае сбоя. Согласно постановлению, производитель может сам определять, в каких случаях система должна запускать манёвр. Например, при отказе датчиков, потере связи, ошибках ПО.

Требования к манёвру минимального риска:

  • Скорость выполнения: манёвр должен выполняться на максимальной рабочей скорости ВАТС (или на скорости, ограниченной системой, если есть ограничитель).
  • Отмена манёвра: после активации манёвр нельзя отменить автоматически — только если водитель-испытатель перехватит управление через штатные органы (руль, педали). Нештатные кнопки/пульты не допускаются.
  • Динамика торможения: замедление должно быть не менее 1 м/с² (достигается за 1 секунду) и не более 4 м/с² (чтобы не спровоцировать ДТП сзади). Исключение: если система «видит» угрозу сзади — можно тормозить резче.
  • Контроль траектории: система должна удерживать полосу при манёвре (если технически возможно).
  • Оповещение людей: если в салоне есть люди, система должна подавать визуальный + звуковой/тактильный сигнал о начале манёвра и передавать данные о статусе манёвра диспетчеру.

Из требований убрали обязательное присутствие инженеров-испытателей. Для ВАТС 1 категории (с водителем) водитель-испытатель может находиться не только за рулём, но и на переднем пассажирском сиденье, а присутствие инженера в салоне больше не требуется. Что касается ВАТС 2 категории (полностью беспилотных систем), раньше в машине должен был находиться инженер-испытатель, даже если он не участвовал в управлении. Теперь транспорт сможет двигаться полностью автономно — без людей в салоне.

Увеличились квоты на количество беспилотников, участвующих в эксперименте. Теперь для ВАТС 1 категории разрешено использовать до 30 единиц (ранее — только одну), для ВАТС 2 категории — также до 30 (вместо одного).

Постановление упрощает сертификацию. Если высокоавтоматизированное транспортное средство уже прошло проверку и не подвергалось изменениям в конструкции, для получения нового заключения о соответствии достаточно предоставить: ранее выданное заключение, декларацию о безопасности по обновлённой форме и подтверждение отсутствия изменений. Лаборатории больше не будут проводить повторные испытания в таких случаях. Но такие ВАТС автоматически будут отнесены к 1 категории (с водителем-испытателем).

В постановлении также появились новые плановые показатели эффективности эксперимента. Среди них — годовой пробег ВАТС (от 8,2 до 17,6 млн км), грузооборот (от 0,6 до 1,3 млн км³) и требование к безопасности — нулевая допустимость ДТП.

Страхование и ответственность остались на прежнем уровне: минимальная страховая сумма — 10 млн рублей на одно транспортное средство. При этом введён новый показатель — доля страховых случаев не должна превышать 0,03–0,1% от общего пробега.

Напомним, замминистра транспорта России Андрей Никитин в преддверии Петербургского международного экономического форума сообщил, что ведомство рассчитывает на принятие закона о беспилотном движении в 2026 году. Документ может вступить в силу уже в третьем квартале 2027 года.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!