Новость

Новость

Новости / Строительство зерновых балкеров в России окажется в четыре раза дороже, чем в Китае
logirus.ru

18.08.2025

Строительство зерновых балкеров в России окажется в четыре раза дороже, чем в Китае

Из-за высокой стоимости строительства зерновых балкеров в России рассматривается закупка первых десяти судов у китайских производителей. Оставшиеся 50 судов могут быть построены на отечественных верфях при условии, что их стоимость не превысит 5,5 млрд рублей за единицу.

Строительство зерновых балкеров в России окажется в четыре раза дороже, чем в Китае, что вынуждает рассматривать закупку первых десяти судов у китайских производителей. Оставшиеся 50 судов могут быть построены на отечественных верфях, но только при условии, что их стоимость не превысит 5,5 млрд руб. за единицу — такой ценовой порог называют экспортёры.

«Росагролизинг» совместно с Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК) уже согласовали общие подходы к формированию флота для зернового экспорта. Согласно данным Минсельхоза, крупнейшие экспортёры зерна оценивают потребность в 61 судне большой грузоподъёмности: 27 судов типа Handysize (грузоподъёмность 40 тыс. тонн) и 34 судна класса Supramax (60 тыс. тонн).

По расчётам ОСК, стоимость строительства головного судна Handysize на российских верфях составит 13,9 млрд руб., а серийного — 12,5 млрд руб. Для судов класса Supramax эти показатели оцениваются в 16,5 млрд и 14,6 млрд руб. соответственно. При этом в документе отмечается, что в Китае аналогичные суда стоят значительно дешевле — 3,5 млрд руб. для Handysize и 4,2 млрд руб. для Supramax.

Экспортеры подчёркивают, что рентабельность перевозок и конкурентоспособность российского зерна возможны только при стоимости судов не выше 5,5 млрд руб. и лизинговой ставке в пределах 4–5%.

«Росагролизинг» уже нашёл китайского партнёра, который готов построить первые суда за 1–1,5 года по цене около $40 млн за единицу (без учёта дополнительных расходов). В согласованной с ОСК схеме предполагается, что первые 10 балкеров будут полностью построены за рубежом.

Вторая партия из 51 балкера может быть собрана на российской верфи с использованием комплектующих от иностранного производителя через местного посредника. Минсельхоз уточняет, что локализация второй партии на мощностях ОСК возможна при условии обеспечения конкурентной цены строительства, в том числе за счёт государственной поддержки.

Генеральный директор Объединённой зерновой компании Дмитрий Сергеев в апреле 2024 года в интервью «Интерфаксу» отметил, что крупнотоннажные суда, перевозящие российское зерно, преимущественно принадлежат зарубежным судовладельцам, хотя и дружественным.

Представители Минсельхоза и ОСК воздержались от комментариев. По информации собеседников «Ъ», близких к обсуждению, текущий вариант договорённостей не является окончательным и пока не имеет чётких ценовых и временных рамок.

Руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров указывает, что Россия не станет и не сможет конкурировать с Китаем в массовом производстве крупнотоннажных судов. Он подчёркивает, что приоритет следует отдавать технологически сложным проектам, таким как ледоколы, газовозы, научно-исследовательские суда и танкеры высокого ледового класса.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!