Новость

Новость

Новости / КНР предлагает построить суда в срок и в четыре раза дешевле – $40 млн против $150 млн в РФ
logistic.press

18.08.2025

КНР предлагает построить суда в срок и в четыре раза дешевле – $40 млн против $150 млн в РФ

Строительство зерновых балкеров в России окажется в четыре раза дороже, чем в Китае, что вынуждает рассматривать закупку первых десяти судов у китайских производителей.

Строительство зерновых балкеров в России окажется в четыре раза дороже, чем в Китае, что вынуждает рассматривать закупку первых десяти судов у китайских производителей. Оставшиеся 50 судов могут быть построены на отечественных верфях, но только при условии, что их стоимость не превысит 5,5 млрд руб. за единицу — такой ценовой порог называют экспортёры. Специалисты отмечают, что пытаться соперничать с Китаем в массовом производстве простых судов бесполезно, и рекомендуют сосредоточиться на высокотехнологичных проектах, например, на строительстве плавучих атомных электростанций. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

«Росагролизинг» совместно с Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК) уже согласовали общие подходы к формированию флота для зернового экспорта. Согласно данным Минсельхоза, крупнейшие экспортёры зерна оценивают потребность в 61 судне большой грузоподъёмности: 27 судов типа Handysize (грузоподъёмность 40 тыс. тонн) и 34 судна класса Supramax (60 тыс. тонн).

По расчётам ОСК, стоимость строительства головного судна Handysize на российских верфях составит 13,9 млрд руб., а серийного — 12,5 млрд руб. Для судов класса Supramax эти показатели оцениваются в 16,5 млрд и 14,6 млрд руб. соответственно. При этом в документе отмечается, что в Китае аналогичные суда стоят значительно дешевле — 3,5 млрд руб. для Handysize и 4,2 млрд руб. для Supramax.

ОСК указывает, что строительство головного судна на российских верфях займёт не менее 2,5 лет при условии модернизации производственных мощностей и предоставления дополнительных государственных мер поддержки для выполнения заказа и достижения целевых ценовых показателей. Экспортёры же подчёркивают, что рентабельность перевозок и конкурентоспособность российского зерна возможны только при стоимости судов не выше 5,5 млрд руб. и лизинговой ставке в пределах 4–5 %.

Согласно документам, «Росагролизинг» уже нашёл китайского партнёра, который готов построить первые суда за 1–1,5 года по цене около $40 млн за единицу (без учёта дополнительных расходов). В согласованной с ОСК схеме предполагается, что первые 10 балкеров будут полностью построены за рубежом, при этом ОСК предлагает разделить эту партию на твёрдый заказ (6 судов) и опционную часть, которая потенциально может быть локализована в России.

Вторая партия из 51 балкера может быть собрана на российской верфи с использованием комплектующих от иностранного производителя через местного посредника. Минсельхоз уточняет, что локализация второй партии на мощностях ОСК возможна при условии обеспечения конкурентной цены строительства, в том числе за счёт государственной поддержки.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!