Новость

Новость

Новости / «Опора России» предлагает ввести систему предупреждений вместо штрафов за отдельные налоговые правонарушения
logirus.ru

19.08.2025

«Опора России» предлагает ввести систему предупреждений вместо штрафов за отдельные налоговые правонарушения

Деловое объединение «Опора России» направило письмо в Минфин с предложением ввести систему предупреждений вместо штрафов за налоговые правонарушения, совершённые впервые. Это позволит избежать избыточного давления на добросовестных налогоплательщиков.

Деловое объединение «Опора России», представляющее интересы малого и среднего бизнеса, направило письмо в Минфин с предложением ввести систему предупреждений вместо штрафов за отдельные налоговые правонарушения, совершённые впервые. Об этом сообщается в обращении исполнительного директора организации Андрея Шубина к директору департамента налоговой политики Минфина Данилу Волкову.

В письме отмечается, что Основные направления бюджетной политики на 2025–2027 годы уже предусматривали создание подобного механизма, однако соответствующие изменения так и не были реализованы. По мнению «Опоры России», замена штрафов предупреждениями за незначительные нарушения (такие как несвоевременная подача декларации при отсутствии умысла и ущерба бюджету) позволит избежать избыточного давления на добросовестных налогоплательщиков.

Организация считает, что такой подход повысит налоговую дисциплину — предприятия, получившие предупреждение, будут мотивированы оперативно исправлять ошибки. Дополнительным преимуществом станет сокращение количества налоговых споров и, как следствие, снижение нагрузки на судебную систему.

В обосновании своей инициативы «Опора России» ссылается на статью 3.4 КоАП, допускающую применение предупреждений за первичные административные правонарушения, не представляющие серьёзной угрозы. Бизнес-объединение предлагает внедрить аналогичный механизм в налоговой сфере.

Как пояснил Шубин, инициатива связана с налоговыми изменениями для малого и среднего бизнеса, вступившими в силу в текущем году. Он напомнил, что в 2025 году налоговые органы не будут штрафовать компании, впервые перешедшие на НДС, и предложил распространить этот подход на все нарушения, связанные с отчётностью и техническими ошибками. По словам Шубина, бизнес сейчас испытывает значительное напряжение из-за новых нормативных требований.

С 2025 года для субъектов МСП произошли существенные изменения налогового режима: лимит доходов для применения УСН увеличен с 200 до 450 млн руб., при этом при превышении дохода в 60 млн руб. предприниматели обязаны платить НДС. Налогоплательщикам предоставлен выбор между специальными ставками (5% для доходов 60–250 млн руб. и 7% для 250–450 млн руб. без вычета «входного» НДС) и стандартными ставками (20% и 10% с правом вычета).

Ранее, в начале года, «Опора России» уже обращалась с просьбой отменить штрафы для предпринимателей на УСН за нарушения при подаче деклараций по НДС в течение всего 2025 года. Однако правительство пошло навстречу лишь частично — в апреле был введён мораторий на штрафы только за несвоевременную подачу первой налоговой декларации по НДС в текущем году.

Налоговое законодательство характеризуется значительной неопределённостью, сложностью и постоянными изменениями, в связи с чем введение системы предупреждений могло бы помочь избежать наказаний в условиях отсутствия чётких и стабильных правил, считает партнёр юридической фирмы «МЭФ Legal» Вадим Зарипов. Однако эксперт отмечает, что случаи неуплаты налогов могут возникать по различным причинам, поэтому применение предупреждений к основным составам правонарушений (статья 122 НК РФ) остаётся под вопросом.

Руководитель налоговой практики компании «Рустам Курмаев и партнёры» Елена Констандина напоминает, что статья 112 Налогового кодекса уже предусматривает перечень смягчающих обстоятельств для некоторых налоговых нарушений. При этом она отмечает, что судебная практика часто не учитывает факт совершения правонарушения впервые как смягчающее обстоятельство при назначении штрафов.

Суды последовательно придерживаются позиции, что первичность нарушения не может рассматриваться как смягчающее обстоятельство, поскольку это подрывает принцип неотвратимости наказания, поясняет Констандина. В подтверждение она ссылается на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 (дело № А78-7098/2011), где прямо указано: «Добросовестность не является смягчающим ответственность обстоятельством». Эксперт скептически оценивает перспективы введения института предупреждений, подчёркивая, что сложившаяся судебная практика существенно ограничит перечень нарушений, к которым можно будет применять этот механизм.

Партнёр департамента налогов и права компании ДРТ Антон Зыков отмечает двоякую природу предупреждений: с одной стороны, они дают шанс исправиться, с другой — служат чётким сигналом о повышенном внимании контролирующих органов. Однако, как указывает эксперт, даже существующий в КоАП аналогичный механизм практически не используется налоговиками применительно к валютным нарушениям и нарушениям в сфере ККТ. По мнению Зыкова, внедрение такой меры могло бы существенно облегчить положение добросовестных налогоплательщиков, допустивших ошибки по неосторожности.

При этом Зыков обращает внимание на явную тенденцию к ужесточению ответственности — с 1 января 2024 года значительно увеличены штрафы за нарушения в сфере трансфертного ценообразования. Эксперт также отмечает фискальную составляющую проблемы: штрафные санкции являются важным источником пополнения бюджета, и их замена на предупреждения неизбежно сократит доходную часть.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!