Главный вызов для логистических операторов в 2025 году
11.09.2025
Главный вызов для логистических операторов в 2025 году
Михаил Бурмистров, генеральный директор INFOline Аналитика, на XXI Складском форуме NF Group заявил, что у большинства клиентов прекратился рост продаж в штуках, что влияет на потребность в складских площадях.

Главный вызов для логистических операторов в 2025 году заключается в том, что у большинства клиентов прекратился рост продаж в штуках. А склады – это история именно про штуки: больше продаж – больше нужны площади. Об этом на XXI Складском форуме NF Group заявил генеральный директор INFOline Аналитика Михаил Бурмистров.
По словам эксперта, сейчас большинство категорий за пределами маркетплейсов не растут в денежном выражении, а снижаются. Штучные продажи часто падают двузначными темпами. Это означает, что существующих складских площадей достаточно не только сегодня, но и в будущем. Нон-фуд ритейлу за пределами маркетплейсов новые площади в миллионах квадратных метров уже не нужны.
Михаил Бурмистров отметил, что второй инструмент роста – изменение модели продаж. Переход к онлайн-модели маркетплейсов с мелкими партиями требует совершенно другого уровня плотности и востребованности складских помещений. Для обслуживания одного и того же объема товара маркетплейсу нужно не 20, а 50 тысяч квадратных метров.
Весь рост в непродовольственном ритейле концентрируют на себе маркетплейсы. Даже такие мощные компании, как DNS, ЛеманаПРО, «М.Видео-Эльдорадо», сталкиваются с двойным давлением: сокращением штучных продаж по рынку и ценовым прессингом со стороны маркетплейсов.
В FMCG-ритейле картина аналогичная. Практически весь рост продаж продуктов питания концентрируют четыре игрока: Х5 Group, «Магнит», «Лента», «Красное и Белое». Все, что за пределами первой десятки, растет значительно медленнее инфляции, а в некоторых случаях демонстрирует снижение.
Концептуально Россия имеет два драйвера роста логистических площадей. Первый – региональное развитие крупного FMCG-ритейла. X5 Group и «Магнит» двигаются в направлении Дальнего Востока и Сибири, открывают там новые распределительные центры. Второй драйвер – онлайн-продажи. Россия сейчас является страной с самым динамично растущим онлайн-ритейлом.
Уровень проникновения онлайн-продаж непродовольственных товаров достиг 50% и продолжает расти по некоторым категориям. В городах ритейлеры вынуждены предлагать доставку в течение дня, иначе клиент уходит на маркетплейс и забирает заказ через пункт выдачи на следующий день.
Напомним, двукратный рост электронной коммерции требует принципиально новых подходов к девелопменту складской недвижимости, заявил Александр Манунин, управляющий партнер компании Parametr. Эксперт видит два возможных сценария развития. Наименее перспективный – выведение всех складов за черту города. Более благоприятный сценарий – создание многоуровневой логистической системы с распределением складов по типам и удаленности.
Комментарий эксперта Кеплер