Казахстан и Россия планируют заключить соглашение по развитию восточного маршрута коридора Север – Юг
15.09.2025
Казахстан и Россия планируют заключить соглашение по развитию восточного маршрута коридора Север – Юг
До конца 2025 года Казахстан и Россия намерены заключить двустороннее соглашение, направленное на развитие восточного маршрута международного транспортного коридора Север – Юг.
До конца 2025 года Казахстан и Россия намерены заключить двустороннее соглашение, направленное на развитие восточного маршрута международного транспортного коридора Север – Юг. Об этом сообщили в пресс-службе национального перевозчика «Казахстанские железные дороги» (КТЖ) по итогам заседания рабочей группы по стратегическому партнёрству между КТЖ и АО «РЖД», прошедшего во Владивостоке.
«Сторонами обсуждены [на заседании] тексты соглашений о развитии межгосударственных стыковых пунктов (МГСП) до 2030 года и восточного маршрута международного транспортного коридора Север – Юг, планируемых к подписанию до конца текущего года», – указали в компании.
Подробности обсуждаемых документов в сообщении не раскрываются.
Согласно информации КТЖ, за 8 месяцев 2025 года объём железнодорожных перевозок между Казахстаном и Россией увеличился на 3,2%. При этом экспорт казахстанских грузов в направлении России и транзитом через её территорию достиг 35,3 млн тонн, что на 6,8% (или на 2,2 млн тонн) больше, чем годом ранее. В частности, поставки угля через РФ составили 8 млн тонн, показав рост на 36,4% (или на 2,1 млн тонн). Объём экспорта зерновых культур достиг 1,5 млн тонн, что в 5,3 раза превышает прошлогодние показатели (рост на 1,2 млн тонн), сообщили в компании.
Напомним, в июле 2024 года между Россией, Казахстаном, Ираном и Туркменией была подписана совместная «дорожная карта» по развитию инфраструктурного потенциала восточного маршрута транспортного коридора Север – Юг на 2024–2025 годы.
Проект международного мультимодального коридора Север – Юг стартовал в 2000 году, когда соглашение о его создании подписали Россия, Индия и Иран. Позднее к инициативе присоединились ещё 11 государств, и в настоящее время число участников достигло 14. Цель проекта – перераспределение грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива в Европу по более короткому маршруту через территорию России. В сравнении с доставкой через Суэцкий канал этот путь позволяет вдвое сократить расстояние, а значит, и сроки транспортировки, и сопутствующие логистические расходы. Сегодня коридор объединяет инфраструктуру ряда стран, образуя сквозную сеть мультимодальных маршрутов.
Комментарий эксперта Кеплер