Владельцы машин пытаются сэкономить, но повторный ремонт ложится на их плечи
16.09.2025
Владельцы машин пытаются сэкономить, но повторный ремонт ложится на их плечи
Около половины автосервисов отказываются ремонтировать машины с запчастями, принесёнными клиентами. Причина — наплыв бракованных деталей, купленных автовладельцами на онлайн-площадках.
Около половины автосервисов отказываются ремонтировать машины с запчастями, принесёнными клиентами. Об этом «Известиям» рассказали участники рынка. Те, что соглашаются, берут с заказчиков расписки об отказе от претензий, если деталь поломается или вызовет цепочку технических проблем в машине. Причина такого поведения сервисников — наплыв бракованных деталей, купленных автовладельцами на онлайн-площадках. Доля брака среди них, по расчётам экспертов, доходит до 20%. Автосервисы опасаются исков за некачественные услуги со стороны заказчиков и не связываются с такими комплектующими.
С 2025 года наблюдается всплеск продаж автозапчастей и расходных материалов для обслуживания машин на онлайн-площадках. По данным сети станций техобслуживания (СТО) Eurorepar, порядка 30% клиентов теперь приходят к мастерам со своими комплектующими и расходниками. Однако большой процент брака среди принесённых деталей и риск последующих поломок вынуждает мастеров отказывать клиентам в ремонте.
Сегодня примерно 50% СТО отказываются от работы с чужими запчастями, если они вызывают сомнения в качестве, рассказал «Известиям» эксперт Союза автосервисов, директор компании «Механика» Дмитрий Даньшов. Декларируют полный отказ от чужих запчастей на рынке около 20% станций техобслуживания.
За первые три месяца 2025 года доля поддельных или некачественных комплектующих, таких как тормозные диски, колодки, фильтры, технические жидкости, выросла до 20%, добавил директор по маркетингу информационно-торговой платформы Emex Иларион Демчиков. Рост особенно заметен на неспециализированных онлайн-площадках.
По данным сети Fit Service, 37% их автомехаников сталкивались с фальсификатом в своей работе. Чаще всего подделывают масла и смазочные материалы (54%), на втором месте — фильтры (35%), далее идут свечи зажигания (33%), детали подвески и рулевого управления (19%).
Попасть на склады крупных поставщиков запчастей, с которыми работают СТО, продавцам контрафакта сложно, а вот на онлайн-площадки — легко, отметил руководитель автосервиса XXAUTO.pro Максим Бахвалов.
Клиенты покупают такие запчасти из-за низкой цены и удобства получения. Раньше приходилось подбирать автотовары по VIN. Теперь же в интернет-торговле используются готовые комплекты для обслуживания машин всех марок. Человеку удобно в смартфоне указать машину и получить для неё по доставке уже готовый набор из масла и фильтров, утверждает участник рынка.
По его словам, почти всегда стоимость расходников там ниже, чем в автосервисах и даже ниже закупочной цены у производителя, что и подкупает клиентов.
«Недобросовестные производители научились делать очень похожие на оригинальный товар подделки», — рассказала «Известиям» директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
Определить качество масла или фильтров по фотографии невозможно, а ответственность за их использование ложится не на покупателя, а на СТО, добавил Максим Бахвалов.
В случае выхода запчасти из строя может возникнуть спорная ситуация между клиентом и сервисом по поводу причин неисправности. Некачественный ремень ГРМ, масляный фильтр или свеча зажигания могут привести к дорогостоящему ремонту двигателя либо его замене. Элементы тормозной системы (диски, колодки) или рулевого управления (рейка, наконечники) влияют на безопасность на дороге, отметили представители сети.
«Некачественный топливный насос портит форсунки и катализатор, дефектный подшипник ступицы ведёт к повреждению ступицы и тормозной системы», — рассказали «Известиям» в пресс-службе СТО «Авторусь».
В случае их поломки или ДТП цена восстановительного ремонта порой сопоставима со стоимостью всего подержанного автомобиля, то есть сотни тысяч рублей, утверждают участники рынка.
Мастера автосервисов перед установкой не могут оценить качество расходников, хотя по закону о защите прав потребителей обязаны это делать и сообщать о риске поломки, продолжает Максим Бахвалов.
Возникают разногласия с клиентами, требующие юридического оформления и заключения письменных соглашений. Но даже тогда есть риск судебных преследований и юридических споров, которые ложатся дополнительным бременем на мелкие и средние СТО. Поэтому, чтобы снять ответственность за возможные поломки, клиентам просто отказывают в ремонте, отмечает участник рынка.
Крупные СТО разработали свои схемы защиты от возможных претензий.
«В сервисе сразу предупреждают клиента, что не дают гарантию на принесённую деталь, — рассказали «Известиям» в пресс-службе СТО «Авторусь». — Мы не можем ручаться за её происхождение и качество».
Кроме того, в заказ-наряде есть пункт об использовании запчастей клиента. Если они вызвали сомнения у мастеров, то в документе помечается, что предоставленные детали не соответствуют требованиям. Клиенту разъясняют, что при поломке ему придётся оплатить ремонт этих деталей и всех повреждённых из-за них систем. Сумма такого ремонта может в разы превысить экономию от первоначальной покупки дешёвого аналога, отметили в пресс-службе.
Комментарий эксперта Кеплер